Здравствуйте, Сергей Михайлович. У меня такой вопрос. Крестилась я в юном возрасте, но о вере понятия почти не имела. В 22 года вышла замуж и обвенчалась, позднее брак распался. После того, как разошлась со своим первым мужем, я вступила в новый брак и Господь дал мне уже 2 детей. Но я все еще нахожусь в венчанном браке с первым мужем. Около 5 лет назад, я написала прошение о развенчании, но по различным обстоятельствам оно так и не было рассмотрено. Временами у меня возникала потребность в исповеди, и я исповедовалась и причащалась. Но получается, что я так и живу в этом грехе. Что мне делать? Нужно ли мне исповедовать каждый раз этот грех? И еще вопрос: ранее, не слушая Ваши диски, приходя на исповедь, я исповедовалась не во всех своих грехах. Сейчас же, читая «Дневник кающегося», я нахожу многие свои грехи, которые висят на мне уже много лет. Выходит, что все мои предыдущие исповеди не настоящие? Нужно ли мне сейчас повторно исповедовать мои старые грехи вместе с теми, которые я только сейчас смогла определить в себе? Спасибо.
Ответ:
Венчание — это Таинство, а развенчание (или развенчивание — не знаю, как правильно) — это уже не таинство, но всего лишь процедура, которая может происходить в двух вариантах: 1) когда супруги живут ещё вместе и один из них или оба обращаются с просьбой расторжения венца; 2) когда брак уже фактически не существует. В первом случае ещё может быть два варианта: а) есть законные основания для расторжения брака, например, измена второй половины — при этом можно ещё убеждать обиженную половину простить виновного, при условии его раскаяния и обещания впредь никогда не повторять подобного; иногда это удаётся, особенно в тех случаях, если один своим неправильным поведением подтолкнул другого на грех измены. б) нет законных оснований для расторжения венца (все законные основания строго определены), но есть противоречие характеров — при этом супругов искренне убеждают сохранять семью, как спасительный крест, объясняют им с позиции аскетики причины их противоречий и помогают начать правильную борьбу со страстями, мешающими семейному счастью. В варианте «б» обычно не даётся разрешение на разрыв венца. В варианте «а», если не удаётся убедить обиженную сторону простить виновного, то брак признаётся фактически разрушенным смертным грехом прелюбодеяния, и правящий Архиерей всего лишь ставит свою резолюцию на заявлении (никакого обряда при этом не предусмотрено). После этого возможно проведение процедуры развода в гражданских органах. В варианте «2» (это как раз Ваш случай) брак признаётся фактически разрушенным и его восстановление невозможным — на заявлении ставится только резолюция,как признание факта разрыва венца.
Вы говорите, что уже даже писали заявление, которое не по вашей вине где-то затерялось, поэтому Ваша фраза: «я всё ещё нахожусь в венчанном браке с первым мужем», — абсолютно не соответствует действительности. Если Вас беспокоит то, что у Вас на руках нет подписанного заявления, то напишите снова и попросите, чтобы его зарегистрировали в канцелярии, тогда оно не потеряется. Исповедовать один и тот же грех много раз, больше не повторяя его, не следует. Но стоит внимательно посмотреть, не было ли какой Вашей вины в разрушении первого брака, чтобы раскаяться и не повторять прежних ошибок.
Причащаться с нераскаянными смертными грехами — очень опасно: Таинство может обернуться в осуждение. Повторять на Исповеди уже исповеданные ранее смертные грехи не обязательно, хотя некоторые духовники, чтобы устранить всякие сомнения (называл или не называл), предлагают совершить генеральную исповедь за всю прошлую жизнь — так делается, например, у старца Наума в Троице-Сергиевой Лавре. Важно помнить, что старые грехи никогда нельзя забывать, но полезно сожалеть о них до конца жизни, чтобы не утратить нищету духа, являющуюся первой ступенью покаяния.
Если человек устранил все препятствия для вхождения Христа в сердце человека, то после Причастия христианин замечает положительные перемены: угасают страсти, появляется тяга к духовному, углубляется сокрушение сердца, нищета духа, страх Божий, память о смерти, усиливается отвращение от греха, легче прощать обидчиков и терпеть скорби и прочее. Если есть время, прослушайте лекцию «Примирение со Христом».