Уважаемый Сергей Михайлович! Подскажите пожалуйста на какие послания восточных патриархов ссылается свт. Игнатий в «Слове о смерти», когда говорит, что если человек только перед смертью раскаялся, то идет в ад. У меня недоумение не умаляется ли этим жертва Христова? Т. е. человек, причастившись, идет в ад??
И второй вопрос: Вы к тяжким грехам причисляете — «не признавали своего рабства дьяволу, что человек стал жилищем сатаны». Откуда взялся такой грех? не из болезненного ли отношения к своей правоте? И не боитесь ли ввести людей в соблазн? откуда такая уверенность, что жирным шрифтом — это грехи смертные, а простым — тяжкие? Послушав диск покаяние истинное и ложное, начал думать что во мне живет сатана, начал искать его проявления в себе (т. е. страсти). Все страсти во мне живы, но со всеми стараюсь бороться, зачастую вижу свое бессилие унываю и отчаиваюсь. Начали приходить мысли: раз я раб сатане и не получается вырваться и вряд ли получится, может, тогда начать ему служить и к нему обращаться? Вот итог! Вот плод нововведений в мою жизнь! Полное отчаяние в спасении.
Ответ:
Уважаемый Сергей. Мы не должны создавать новое предание, но должны строго следовать учению отцов о спасении.
Если строить дом по каким-то своим понятиям, а не так, как это делают опытные строители, и ничего при этом не построить, потому что всё будет разваливаться, то очень легко отчаяться, подумав, что дом построить просто невозможно. При этом ещё вдобавок решить: тогда лучше замёрзну зимой в чистом поле. На что похоже это рассуждение? Посмотрите, примерно так Вы пишите в конце своего письма!!!
Но не лучше ли принять учение отцов о спасении, важнейшей и существенной частью которого является тема грехопадения, искажения человеческого естества страстями и влияния злых духов на человека?
Я обучался этим вопросам по трудам святителя Игнатия, который опирался на многих древних отцов, с трудами которых был знаком не по теории, но на практике, являясь аскетом истинным. Мне оставалось всего лишь довериться ему, как учителю покаяния. А Вы, Сергей, можете ли поверить святителю Игнатию или учились покаянию у других учителей? Скажите, кто учил Вас покаянию? Знаете ли Вы аскетику?
Попытаюсь дать Вам несколько ссылок.
Святитель Игнатий: «…падший человек приял в себя обольстившего его сатану, и сделался жилищем сатаны» (том 2, стр. 367 по изд. Срет. мон., статья «Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу»).
Святой Макарий Великий: «…обладаемые поселившимся внутри них змием и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы…» , «…прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло…» (Добротолюбие, том 1, стр. 148).
Конечно, сам лично сатана не может одновременно жить во всех нас грешниках, но сущность его пребывает в виде засеянных в нас страстей абсолютно во всех людях, потому что это есть законное следствие первородного греха. К тому же есть множество бесов — слуг сатаны. Они вполне могут реально жить в нас, цепляясь за смертные грехи и страсти наши. В лучшем случае они оказывают мощное влияние на нас извне. Это уже реальные сведения и из Евангелия, и из житий святых.
Покаявшийся в смертных грехах только перед самой кончиной, сходит в ад, но имеет надежду на изменение участи. Так говорит святитель Игнатий, ссылаясь на Послание Восточных Патриархов (том 3, стр. 72, 163-171). Здесь же увидите перечень смертных грехов, приведённый святителем. Примеры смертных грехов из «Дневника кающегося» — это тот же самый список, но дифференцированный под уровень сознания современного человека. Практика показывает, что многие понимают значение смертных грехов только в таких выражениях, в таком звучании.
Нынче много мнимых праведников, утверждающих, что живут с Богом, что Бог у них в душе. В противовес этому и такой пример греха: «не признавали своего рабства диаволу…»
Если человеку больному сказать правду о его болезни, чтобы он предпринял меры к излечению и не умер, но он при этом впадёт в печаль даже до отчаяния или в уныние, опустив руки и не желая заботиться о сохранении жизни, то разумно ли он делает??? Знать о грехах и страстях нужно для вступления в правильное покаяние, которое начинается со страха Божия, сокрушения сердца и нищеты духа (читайте раздел «О прелести» в 1 томе святителя Игнатия).
Верующий трудится с упованием на Бога, если он верующий, а неверующий бросает и бежит.
Как же тогда отцы учили самоукорению? Познакомьтесь с этой темой и не смущайтесь! От самоукорения рождается терпение, необходимое для борьбы со страстями и для несения жизненного креста.
Сергей Михайлович.