Здравствуйте, Сергей Михайлович! Я согрешил, «попал в плен» сатане, нахожусь на его «поле», но я не считаю себя врагом Христу. Поэтому стремлюсь освободиться от плена через покаяние и Исповедь и вернуться домой, на поле Христа. Вопрос: не является ли состояние «в плену у сатаны с желанием побега» тем третьим состоянием души: на поле сатаны, но не во вражде со Христом? Не все же кто попал в плен на войне — предатели? А вот если я предам Христа и войду в сговор с сатаной и останусь на его «поле», то я конечно враг Христу. Ведь так? Прошу Вас объяснить в чем я заблуждаюсь. С уважением, Александр.
Ответ:
Здравствуйте, Александр.
Отцы учили, что пример (притча) даётся для объяснения Истины в доступной форме. Но пример не может полностью отражать смысл Истины, и тем более, при углублении в детали притчи можно даже исказить Истину.
Вы пытаетесь ввести от себя новые детали в пример с границей, разделяющей поле, приведённый мной в книге «Примирение со Христом». Что ж, давайте попробуем разобраться, не выходя из Церковного Предания.
1. Вы говорите: «в плену у Сатаны с желанием побега».
Здесь нужно рассматривать причину попадания в плен:
1.1. Десятки миллионов современных христиан были крещены без Оглашения (ни теории, ни практике христианской жизни их никто не научил). Выйдя из Купели, они продолжили делать то, что делали до Крещения, чем снова продали себя в плен по неведению. Если кто-то из таковых ещё окажется способен осознать своё пленение и пожелает вырваться на свободу, то своё желание он вполне может реализовать, приняв правильное полное Оглашение, прекратив совершать смертные грехи, вступив честно в правильную борьбу со страстями и через Генеральную Исповедь примириться со Христом. То есть, фактически, этот человек пройдёт полную подготовку, как язычник перед Крещением. Вот что нужно понимать под «побегом из плена».
1.2. Другое дело, когда человек воцерковлялся сам и не знал законов аскетики. Такой может угодить в смертный грех по неопытности и по причине отсутствия рядом опытного наставника. Если он сожалеет о случившемся, то лучше ему пройти всё то же самое, что и в п.1.1., чтобы подобного более не случалось.
1.3. Третий вариант: будучи настоящим солдатом, заснул, то есть допустил расслабление и нерадение. Если он глубоко сокрушается о случившемся, то ему требуется епитимия.
1.4. Четвёртый вариант: сознательно отрёкся от Веры и предал Христа, подобно Иуде. Если окажется ещё способен осознать свою вину и раскается, то после положенной епитимии может быть снова принят в Церковь.
2. Каждый из этих вариантов вводит человека в состояние вражды со Христом, потому что связан с грубым нарушением заповедей Христовых, но переход в состояние мира может быть различным (четыре критерия по учению святителя Игнатия в книге указаны).
3. Если человек грешит (особенно смертно) и не кается, то находится во вражде со Христом.
Если впал в грех, осознаёт его и кается, то по окончании епитимии получит примирение со Христом.
Сергей Михайлович.