Сергей Михайлович, здравствуйте!
Позвольте спросить. Святые отцы о проскомидии: «…не следует также поминать умерших без покаяния». Понятно. А если человек, который был крещен, крестик носил, в церковь не ходил, жил без покаяния, как большинство советских людей, если он в последние часы, минуты перед смертью успел покаяться. Мы же не можем этого знать. Только Бог знает. Тогда как быть?
Ответ:
Здравствуйте, Елена. Нужно уклоняться от размышления о других людях, потому что и в себе-то разобраться не можем. Если бы в себе разбирались, то давно бы уже грешить прекратили. То, что знает о человеке Бог (покаялся человек перед самой смертью или нет), совсем не нужно знать нам. Нам нужно ориентироваться на ясные видимые факты: храмы стоят, священники имеются, а народ так и мрёт в своих грехах, не желая их исповедовать. Причина вполне понятна: народ Веру не знает, всё времени нет на главное, суета затягивает… А если и забегут в храм, то изучать Веру и покаяние в храмах не предлагают. Процветает обрядоверие при холодной мёртвой вере людей, которая не спасает. Если люди не знают своих грехов, то в чём могут покаяться? Вполне понятно, кому было нужно изгнать «Дневник кающегося» из храмов.
См. также: