Здравствуйте, Сергей Михайлович. Я работаю с верующей женщиной (ходит в храм , причащается), которая по возрасту годится мне в матери. Она часто в разговоре употребляет имя Господа всуе. Мне тяжело это слушать, но как ей сказать — не знаю. И говорить ли вообще? Может Вы подскажете, что делать?
Ответ:
Здравствуйте, Ирина.
Если рядом с Вами человек верующий, но грешащий по неведению (так будем думать), то нельзя молчать. Нужно предупредить подобно тому, как предупредим человека, стоящего на краю пропасти и не видящего этого, чтобы не разбился насмерть.
Выбрав спокойную обстановку, учитывая нормальное настроение человека, спросите у него разрешение на небольшую подсказку, касающуюся веры. Дождитесь обязательно согласия собеседника, а потом скажите, что замечаете в его речи некоторое отступление от нормы христианской жизни, а именно: употребление Имени Господа в суе, что было строго запрещено даже Ветхозаветным законом, тем более в наши времена нужно к этому относиться более строго. Затем приведите примеры, которые обычно слышите от этого человека.
Если человек не страдает повышенным самолюбием, от которого рождается обидчивость, то примет подсказку, поблагодарит, да ещё и попросит подсказывать, если вновь повторится ошибка.
Если же обидится, нагрубит и замкнётся, то более не нужно подсказывать. Достаточно того, что будет сделано. Теперь уже Вы не будете молчаливым соучастником греха ближнего.
Если же вообще всегда молчать при согрешении ближнего, то станем молчаливыми соучастниками и замажемся чужим грехом, сами подобным образом не согрешая фактически.
Нужно приучиться дистанцироваться от грехов ближних, даже если они совсем неверующие люди. Если кто-то рядом с нами говорит о грехах, особенно смертных, то нужно сказать, что Вы не разделяете такую точку зрения или что Вы так не делаете. Объяснять при этом причину своей позиции нет необходимости. Учить благочестию при этом тоже не нужно, но если люди будут настаивать на ответе, то отправить их в храм, сказав, что у Вас нет благословения на обучение людей.