Здравствуйте, недавно узнал (по вразумлению Господа) о спасении, о ваших беседах, осознал, начал исправляться. Жил ужасной жизнью. Но Господь начал исправлять меня. Смертные грехи уже не совершаю, многие страсти угасли и т.д. Но вижу в себе много проявлений гордости и от них не могу избавиться.
То дам совет, то замечу чьи-то грехи, то попрекословлю и сделаю по-своему, то начну оправдываться, то вместо того, чтобы плакать, когда описывают свойственное мне проявление греха, у меня смех, улыбка на лице, как будто мне комплименты делают. Думать не могу, прежде чем говорю. Скажу что-нибудь пустое, добавлю свое мнение. Потом думаю: «Зачем я это сделал, почему опять?» И плача нет. Я хочу плакать, но сердце не реагирует на слова молитвы. Как вы говорили во второй части «Враги покаяния»: «круг грехов начал сжиматься и сжиматься». Ну вот Господь довел меня до этого состояния и я как-будто остановился. Грехи вижу, но повторяю и повторяю. Подскажите, что мне сделать? Как мне оживить свое сердце?
Ответ:
Здравствуйте, Юрий.
1. Если Вы приняли основные понятия Веры, в том числе и учение о смертных грехах и страстях, то от этого исправился ум.
2. Если Вы можете искренне сожалеть о совершённых ранее грехах (особенно о смертных) и более их не повторяете, то от этого оживилось сердце.
3. Если ум Ваш замечает теперь и прочие грехи и Вы сожалеете о них, то значит Бог принимает Ваше покаяние и происходит дальнейшее укрепление ума.
4. Дальнейшее очищение сердца — это процесс не быстрый, потому что, по слову Пророка, это море великое, в котором нет числа разным гадам (то есть более тонким и разнообразным проявлениям страстей).
5. Главное на этом этапе — это не думать, что можно скачком взять высоту чистоты. Главное теперь — это терпеливый труд, при котором кажется, что ничего не меняется, потому что бесы пытаются взять измором. От продолжительной борьбы как раз и рождается настоящая нищета духа, которая и есть начало смирения. То есть человек при такой борьбе всё более и более видит свою повреждённость, своё бессилие, своё рабство, свой плен, свои болезни, поэтому всё более и более приучается не надеяться на свои силы, но всё более и более с желанием начинает вопить к Богу, прося о милости.
6. Постепенно в душе рождается искреннее желание освободиться даже от мелкой грязи. В этот момент человеку уже очень хочется исцеления, но обычно бывает так, что какие-то проявления страстей он не замечает в себе, привык к ним и всё-таки делает, чем и подпитывает эти страсти, которые его и мучат. Тогда ум по милости Божией вдруг осознаёт эти имеющиеся любимые дефекты, из-за которых происходит подпитка страстей, которые стали уже совсем невыносимы. Узнав о них, христианин уже решительно рвёт с ними дружбу и опять немного продвигается к очищению. Вот так постепенно и медленно идёт процесс, в меру готовности человека к решительным переменам, основанным на отчуждении от любимых привычек (проявлений страстей).
7. Примерный перечень грехов по каждой страсти указан в Дневнике кающегося — от смертных до простительных. Когда грубые грехи уже не повторяются, то прочие грехи нужно обязательно замечать, искренне сожалеть о них тут же и стараться сдерживать их проявления. Нельзя отчаиваться при их повторении и нельзя заедать себя, требуя от себя немедленной святости. Отцы трудились над очищением сердца десятками лет! Претерпевший до конца, — тот спасётся.
8. Искреннее сожаление о грехах — это и есть первый признак начинающегося плача сердца. Слёзы из глаз выжимать искусственно не обязательно.
Сергей Михайлович.