Сергей Михайлович, а если я ранее исповедала грехи (и много раз исповедовалась), но это была Исповедь не вслух. Батюшка забирал у меня листок, сам читал и всё. Прощаются ли так грехи? там было много смертных. Епитимию, батюшка сказал сейчас не накладывают. Спасибо!
Ответ:
Ольга, вопрос о прощении части грехов, когда прочие грехи остаются ещё или не осознаны, или не прекращены, или сокрыты по стыдливости, совсем не простой. Например, святитель Игнатий говорит, что смертный грех прощается только при условии прекращения греха. Из этого следует, что если человек накануне согрешил смертно и сегодня уже хочет разрешения этого греха, то как проверить: прекращён грех или нет? Естественно, нужны доказательства, то есть требуется определённый срок, в течение которого человек не повторит этого же безобразия. Такой срок в прежние времена обязательно устанавливался (это и называлось епитимией), по окончании которого и при условии не повторения, грех отпускался. На период епитимии священник назначал определённые правила аскезы, необходимые для борьбы с той страстью, от которой и родился смертный грех. При условии правильно подобранных упражнений (лекарств) и добросовестности человека (больного) происходит исцеление души от соответствующей страсти (болезни), которая больше не может плодить тех же симптомов (грехов). Однако, Вы сообщаете, что епитимии нынче не назначают!!! Жаль, потому что главным в епитимии является не срок, а правильное лечение болезни, которое требует времени. Если не вести правильного лечения, то обычно грех повторяется. Не так ли? Вот и ходим мы, бывает, исповедуем одни и те же смертные грехи, а как бороться с ними, так и не знаем. Так прощается ли при такой ситуации грех, если он продолжает повторяться???
Не менее сложно будет решить вопрос: а если один смертный грех исповедан, а ещё три пока не осознаны и продолжают исполняться? Что в этом случае? Простится тот один??? По сложившейся современной традиции, если разрешительная молитва прочитана, то грех прощён и сомневаться не принято. Такая простая формула была бы основательной, если бы грехи прощал священник. Но грехи прощает человеку Бог!!! И Бог — не служебный дух, которому приказали, — и он обязательно исполнит, не рассуждая над тем, правильно это или нет, соответствует это Божественным установлениям или противоречит им. У Бога нет анархии, но во всех делах есть порядок, поэтому в Церкви существует нравственное Предание, которого мы должны придерживаться до скончания века, если хотим остаться Православными. Например, преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что если мы враги Богу, то ничего от Него получить не можем до тех пор, пока с Ним не примиримся. Если пребывание в смертных грехах — это вражда на Бога, потому что они — дела сатаны, то как мы хотим получить от Бога прощение одного из смертных грехов, продолжая исполнять прочие??? Такой вопрос смущает многих, но отвечать на него, обычно, не решаются. Ответ может обличить сложившуюся традицию. Вот этот простой пример тоже обличает: если в печь положены три берёзовых полена и одно осиновое, то зажигая топку, невозможно в ней сжечь только одно осиновое полено, чтобы берёзовые остались не тронутыми — или сгорят все, или ни одно. А в сердце человека разве не подобное происходит, когда мы исповедуем только один из 4-х своих смертных грехов, а остальные 3 пока ещё любим и расставаться с ними не хотим или вообще о них ничего не знаем и делаем бесстрашно. Ведь Дух Святой — это огнь, поядающий грехи наши, при условии правильного покаяния, а не частичного. Как же Он сойдёт в сердце и попалит только один грех, а три оставит? Скорее всего, не сойдёт и ни одного не попалит, потому что если сойдёт, то попалит все 4, но в трёх мы не каемся и делаем их охотно, поэтому они прощены быть не могут. Из этих рассуждений хорошо видно, что вопрос достаточно не простой. Как раз об этом моя новая книга «Примирение со Христом». Прочитайте, если хотите. Она есть на сайте уралзвон.рф. Для меня было не совсем ожиданно, но книга получила одобрение Издательского Совета РПЦ и готовится к изданию.
Кто читал грех по листочку, — не принципиально, если Вы его признали, каетесь и больше не повторяете, хотя мы советуем смертные грехи озвучивать самим ради лучшего раскаяния в них.
Некоторые люди смущаются и беспокоятся: прощены ли их грехи, если исповедовали в разное время в разных местах, если не помнят точно в чём каялись, а в чём нет. Представьте, если на смертном одре начнут ломать бесы такими сомнениями человека, то что будет??? Чтобы не случилось подобных искушений, от которых можно в последний решающий момент потерять веру и сломаться, мы советуем пройти правильную процедуру подготовки к Генеральной Исповеди и провести её, заранее согласовав со священником, чтобы это не было для него неожиданностью.
Сергей Михайлович.