Много православных групп зарегистрировано ВКонтакте: не десятки, не сотни, гораздо больше. И православные христиане не ограничиваются членством в одной группе, они могут одновременно состоять в десяти группах и больше, чем в десяти. Складывается впечатление, что современным христианам интересна любая информация любого качества. В 60-70-е годы население нашей страны убивало время у голубых экранов, а сейчас значительная часть крещенных много времени проводит в соцсетях.
Какая же информация предлагается в группах?
Предлагается окунуться в мир шуток. Группы так и называются: «Православные шутят», «Православный юмор», «Православные шутки» и так далее (какое оскорбление Православию! Какое-то шутовское «православие»?).
Шутки самые разнообразные. Например, такая: «Любовь долготерпит, милосердствует… не мыслит зла… все переносит!.. Всем добра и котика ». И далее — изображение кота среди множества птенчиков…— Вот так, святые слова Апостола Павла о любви представлены в виде лояльности сытого кота к птенцам. Странная форма толкования.
Вот другая шутка. Надпись на пакете: «Наполнитель для пустой души с гранулами счастья». — Странная шутка. Душа пустой не бывает. Ощущение пустоты в душе – это гибельное действие страстей, в которых подобие дьяволу. Истинное счастье человека — в Боге. «Гранулы счастья» — это грехи, дающие временные земные удовольствия, но потом как раз и вводящие в пустоту отчаяния и в муку вечную. Грустно должно быть от этой шутки, потому что многие современные христиане так и живут.
Следующая шутка: изображены две собаки — серая и белая. Над серой надпись: «Перед исповедью». Над белой надпись – «После исповеди». А ещё выше, над ними надпись: «Окропиши мя иссопом и очищуся…». — Посмотрим, как эту цитату из 50 –го псалма толкует святитель Афанасий Великий: «Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: окропиши мя иссопом, прикровенно разумея будущее очищение всех Кровью истинного Агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега». В связи с таким толкованием, да и вообще над стихом из Псалтири, не кощунственно ли смеяться? Не кощунство ли, человека – творение Божие, в ком образ Божий, изображать собакой. Или юмор в том, что даже и после исповеди люди всё равно остаются как собаки, лишь только меняя внешний цвет?? Если люди не меняются в Церкви, то плакать надо об этом, но никак не смеяться. Бедные овцы предоставлены сами себе, как заблудшие. Нет пастыря доброго, который научил бы их Вере и Покаянию, помог бы им лечить свою паршивость, указал бы им правильный путь в Царство Небесное. Есть батюшки, которые охотно ругают и своих прихожан, и всех других православных, только вот научить ничему не могут, хотя рукоположены много лет назад. Одна из православных групп разместила проповедь одного известного батюшки, в ней есть такие слова: «Что такое народ? Народ – это то стадо, которое очень легко настроить. Сегодня «осанна!», а послезавтра «распни!»; сегодня «ура!», а послезавтра «будь ты проклят!». Вот что такое народ. Так у этого самого народа устроены мозги. У любого народа. Почему? Потому что совести нет, рассуждения нет, кротости нет, веры нет. Всё только исключительно показное, фальшивое, фарисейское». — И почему же такая беда с православным народом? Кто в этом виноват? Рыба гниет с головы: каково духовное состояние иерархов и священников, таково состояние и народа. Каков поп – таков и приход. Чего народ ругать, надо начать самим исправляться, а потом уже и народ исправлять, сожалея о нем, а не оскорбляя его.
Есть в соцсетях группы с около православными названиями. Например, такая: «Меньше ада (Дневник плохой христианки)». Здесь можно прочесть разное, есть и такое: «Господь не по силам Креста не даст… А у самого Христа крест был по силам? Тот крест, который нёс Христос, был Ему по силам? Легко Ему было нести крест? Он шел твердым шагом?
Мы же видим, что не по силам. Мы же знаем, что Христос свой крест нести не смог, упал под его тяжестью. Поэтому говорить о том, что крест не по силам не бывает, – это ерунда полная. Крест всегда не по силам.
Крест всегда не по силам, потому что крест, который нёс Христос, он был не по силам для самого Христа. Свой крест Христос не мог нести без человечества, Христос нёс свой крест не один. И мы никогда не несем свой крест одни. И потому так нуждаемся друг в друге, чтобы друг другу стать таким вот Симоном Киринейским».
Автор этих строк — один из петербургских священников, неумело желая призвать к помощи ближним, сам не заметил, как похулил промысел Божий. Он явно не знаком с трудами святителя Игнатия (Брянчанинова). В статье «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери» святитель пишет, что Господь Иисус Христос, быв совершенным Богом, был и совершенным Человеком. Он имел непорочные страсти, которые действовали в Нём добровольно. Как Бог Он мог никогда не уставать, Тело Его могло не испытывать страданий, но Он и устаёт и страдает не вынуждено, а добровольно, чтобы заградить уста тем, кто будут клеветать на Него, что Его воплощение и Его страдания были призрачными».
Крест Господь даёт человеку всегда по силам. Нужно только признать, что он заслужен всей прошлой жизнью человека, нужно принять его. Нужно подражать правому разбойнику: «Достойное по моим делам принимаю», — тогда Сам Бог будет помогать нести крест и он станет посильным. Надежда у нас должна быть не на человеков, а на Бога, Который всё сделал для нашего спасения.
Посмотрим на следующую группу: «Да любите друг друга! Православие». Судя по названию, в данной группе представлены материалы, научающие правильной любви к ближним, такая любовь по учению святителя Игнатия является основанием любви к Богу. Но этого мы в материалах группы не найдем. Там изображается любовь, но любовь плотская, душевная. Святитель Игнатий называет такую любовь бесовской, которую надо умертвить в себе, чтобы со временем обрести любовь святую, евангельскую. Душевная (страстная) любовь пропагандируется в картинках, где собачки или кошечки, или птички ласково смотрят друг на друга; или в стишках, в которых напрочь отсутствует Бог:
- Засыпая — хочется жить,
Просыпаясь — хочется петь!
Тех, кто рядом, — просто любить,
И как можно больше успеть! - Не прожить дважды…Но успеть можно:
Угадать важность…Разглядеть ложность…..
Не просить много, видеть смысл в малом…
И любить сильно!…Просто так…Даром..
Авторы этих строк пишут о любви плотской. Им неведомо, что любовь к ближним выражается в исполнении евангельских заповедей по отношению к ним. Можно попробовать христианину исполнить хотя бы одну заповедь: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов», — и не получается у него совсем, потому что даже терпеть немощи ближних никак ещё не научился.
Пишут в этой группе о любви и некоторые современные авторы. Не знаю, являются ли они таковыми на самом деле, но они так себя называют. Вот такая цитата о любви к Богу: «Любовь к Богу не должна быть напоказ. Любовь к Богу — не должна быть экзальтированной, как у сектантов и оккультистов, но она должна быть НЕПРЕРЫВНОЙ, РОВНОЙ, ЕСТЕСТВЕННОЙ, как земное дыхание». Автору невдомек, что любовь к Богу не может быть естественной для падшего человеческого естества. И начинать нужно не с любви к Богу, а с исправления себя самого, с борьбы со страстями, потому что любовь, основанная на страстях сердца – противна Богу. Кто-нибудь из доверчивых читателей, прочитав эти строки современного автора, будет стараться полюбить Бога той же самой любовью, которой он любит вкусную пищу, сладкое питьё, мягкую постель, развлечения и удовольствия мира сего.
Конечно, в этой группе представлены и современные батюшки. Вот, один из них пишет: «Мы, священники, за месяц или тем паче за год прочитываем центнеры записок с именами и просьбами помолиться. Обычное дело – записка с просьбой о семейном благополучии, о мире и согласии в семье (имярек). И обычное дело прочесть в такой записке имена супругов, стоящих в следующем порядке: Татианы и Сергея; Марии и Петра; Елены и Георгия… О, Господи Иисусе! Да почему же женское имя сплошь и рядом стоит перед мужским, словно бы главное? Ведь не Адам от жены, но жена от Адама. И вы можете сказать: да не цепляйтесь вы к мелочам. Но эта кажущаяся мелочь – порядок имен – обнажает и делает явной застарелую болезнь сознания. Смею сказать на этом примере, что сознание наших прихожан оказывается то ли феминизированным, то ли обезбоженным. То, что Адам был прежде Евы, они помнят, но выводов далее не делают и пишут Марфу прежде Спиридона». — На первый взгляд кажется, что слова эти несколько не по теме, заявленной в названии группы. Но возможно тот, кто разместил этот материал, придает важное значение тому, что для семейного благополучия желательно подавать соответствующие записочки: помолится батюшка и хорошо. А святые Отцы научают, что семья – это малая церковь и ее нужно строить, начиная исправление с себя самого. Сам же автор этих строк любит крепко ругать православных. А кто же будет их учить основам Православной Веры? Если народ такой тупой, то это обличение священникам. Много дел они делают, а главному – Вере и Покаянию – не учат.
И ещё одна группа: «Святые отцыI Православие». Такое название предполагает, что здесь изложено учение Святых Отцов о Православии – о правильной вере в Господа Иисуса Христа и правильной жизни по Его святым заповедям. Здесь есть, конечно, цитаты Святых Отцов, но они могут быть приведены с разными картинками, не соответствующими содержанию цитат или с разными сомнительными словами современных авторов:
- На фото улыбающаяся монахиня с тремя котятами и слова преподобного Серафима Саровского: «Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью». — Понимай, как хочешь, это фото. То ли кошка опять окотилась и теперь некуда девать этих котят….
- Слова блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём», – сопровождаются сомнительными словами одного сомнительного современного автора: «В мир молитвы высокой степени можно войти быстро». — Какая страшная провокация! Соблазн бесовский! В прелесть, действительно, можно быстро слететь. Туда он и призывает, как видно.
Этот же сомнительный автор многое из своих «творений» выставляет в данной группе и в группе «Да любите друг другаI Православие». Он признаётся, что общается с ангелами на вербальном и на невербальном языках (шок!!!) и его при этом глубоко почитают в группе и читают с восторгом. Почему его тексты, не соответствующие учению святых Отцов, так обильно представлены в группе, имеющей название «Святые отцыI Православие»? Вывод можно сделать только один: руководители данной группы сами не знают ни истинной Веры, ни истинного Покаяния.
В этой группе также был опубликован Символ Веры на русском языке. Слово «едину» было представлено как «единную». У догмата о Церкви получился совсем другой смысл. Похоже, это зкуменический вариант, призывающий к объединению со всеми еретиками.
Кроме того, в данной группе размещаются материалы современных авторов о радости, красоте, что не о чем беспокоиться. Этакий розовый вариант «православия» без креста.
Вывод напрашивается печальный: в православных группах нет того материала, изучая который, можно научиться Вере и Покаянию. Ни руководители этих групп, ни современные авторы, чьи статьи представлены в этих группах, не обладают истинными знаниями о спасении. Собственно говоря, о спасении совсем почти не говорится. Странно, что и священники, представленные в группах, не исправляют писак, а то и сами пишут непотребное. Как же спасаться современным христианам? И долго ли нас таких ещё будет терпеть Бог?
Ответ:
Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15: 12-14).
Будем руководствоваться словами Христа.
См. также: