Поясните, пожалуйста, что значит: осуждать и рассуждать? Где грань? Иногда обмен взглядами переходит в осуждение людей. Как этого избежать? Иногда вслух не произносишь какие-то оценки, но в душе ведь это остается. С уважением, Светлана.
Ответ:
Здравствуйте, Светлана!
Скорее всего, надо говорить не о рассуждении и осуждении, потому что, действительно, можно осудить человека одною мыслью или чувством сердечным. Тем более, надо помнить, что бесы легко могут засылать нам свои помыслы, которые прилетят, как стрелы с ядовитым наконечником, именно в тот момент, когда мы видим другого человека или слышим, или вспомнили по бесовской подсказке о нём. В такой момент достаточно просто принять эту стрелу, никак не отреагировав на неё, то есть не осудив этого помысла и не отказавшись от него. Бесам достаточно просто нашего молчаливого согласия с помыслом и яд уже начнёт распространяться в сердце — фактически, грех будет совершён. К сожалению, мы не следим за помыслами и не даём им оценку, хотя многие из них греховны, в том числе, и помыслы осуждения. Если не отречься от помысла осуждения, то мы попадаем под закон: » Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 1,2,5).
Однако, получив первые знания о грехах и научившись уже замечать их, мы не можем, живя в обществе и имея зрение и слух, не замечать их в окружающих людях. Увидев грех за другим человеком, оценка его действий срабатывает автоматически, потому что сердце долгими годами натренировано в этом. И оценка эта, конечно, будет основана на страстях, которые развивались нами всю жизнь и глубоко проникли в сердце, потому их искоренение требует длительного времени. Как же тогда, уже боясь греха осуждения, при виде безобразий окружающего мира остаться самим не повреждёнными?
Оказывается, нужно научиться отделять грех от человека! Как это делать? Теоретически, совсем не сложно, но на практике, придётся некоторое время принуждать себя к этому — до тех пор, пока такое разделение не начнёт происходить естественно и легко. Но если мы потрудимся в этом делании, то грех осуждения будет не опасен для нас. И так, что значит отделять грех от человека?
Увиденный грех мы должны осудить, как конкретное ошибочное действие человека, которое является нарушением Евангельской заповеди, исполнением воли бесовской, угождением диаволу, нарушением христианской нравственности. Делать это нужно сдержанно и аккуратно, не увлекаясь, чтобы не скатиться в греховный самосуд. Особо подчеркнём здесь, что мы осуждаем только конкретное действие человека, а ни в коем случае не самого человека, то есть, мы не должны говорить: «пьяница, ворюга, жмот, хапуга, зверь и т.д.» Но мы должны говорить, давая оценку поступку человека: «он не хорошо делает, что пьёт, — ведь это грех, при котором легко помрачается ум; воровать запрещено ещё ветхозаветным законом и к чужому лучше вообще не пртрагиваться; плохо, что это человек не смог поделиться с ближним — удобный был случай подать милостыню ради прощения своих грехов; нехорошо заламывать цену и обирать малоимущих, потому что слёзы их вопиют к Богу об отмщении; злобный характер очень трудно переносить, а ненависть — сродни человекоубийству.
Говоря так, мы выделяем поступок человека и даём ему справедливую оценку. Сразу после этого мы должны выразить сочувствие человеку, который так поступает видимо потому, что не знает Веры, не боится Суда Божия, не верит в существование ада и вечных мук. Можно сказать такие слова: «Ах, бедный человек! Он даже не знает, что такими делами мостит себе дорогу в ад! Жаль, что он живёт произвольной жизнью и не заботится о вечности.» Эти слова будут сказаны вполне искренне тем человеком, который сам уже не хочет угодить в ад. Такой и другому никогда этого не пожелает! Опять подчеркнём: легко отделяет грех от человека тот, кто научился миловать ближних, а миловать других может только тот, кто научился миловать себя, то есть сам стал бояться грешить, потому что не хочет быть в аду.
Вот, казалось бы, очень простая схема рассуждения! Применяй, — и не согрешишь! При этом не опасно и порассуждать о любом человеке и о его делах, если есть такая необходимость.
Сергей Михайлович.