Обязан ли я безоговорочно слушаться священника, рекомендующего мне регулярно причащаться, если вижу отрицательные плоды и чувствую, что причащаюсь в осуждение — страсти вспыхивают во мне и ничего не могу сделать с ними.
Ответ:
У святителя Игнатия есть важные статьи О послушании духовнику и О жизни по совету (5 том). Прочитайте и многое поймёте. Полное послушание возможно только святому человеку, святость которого доказана. Поскольку многие современные священники далеки от состояния святости, то послушание на 100% — дело рискованное. Можно нарваться и на вредный совет, и даже на гибельный. По милости Своей Бог не губит нас сразу, но различными фактами показывает нам ошибочность некоторых рекомендаций. Один из способов вразумления — последующие беды и скорби и внутреннее чувство опасности, инстинкт самосохранения.
Поэтому святитель Игнатий советует сравнивать все советы с творениями святых отцов, но для этого нужно их знать, то есть внимательно и много читать. Опять же и в творениях отцов многое нам не понятно и мы, порой, начинаем применять прочитанное, не посоветовавшись с более опытными, себе на беду, потому что берём то, что нам бывает совсем не свойственно. Вот в такие времена мы живём, когда рядом нет опытных старцев — наставников на пути спасения. Такой способ спасения (по книгам) — дело трудное и очень медленное, с множеством ошибок и бед, но всё-таки не совсем безнадёжное, потому что невидимо нам содействует Сам Бог, милостиво взирая на наши немощи, видя наше искреннее желание спастись. Так «набиваются шишки», так приобретается нынче опытность.
Иногда можно слышать настойчивые рекомендации причащаться как можно чаще по той причине, что исправиться без силы Причастия невозможно, поэтому люди причащаются, порой, и со смертными грехами, которые продолжают бесстрашно делать, и с любимыми страстями, которые продолжают активно развивать. Забыты предупреждения апостола Павла о страшных последствиях такого причащения в осуждения — это болезни, беды и даже смерть.
Почему всё так? Потому что забыто Покаяние, потерян его смысл и утрачено его значение. Покаяние заменяется теперь сразу на Причастие. Но это трагическая ошибка. От причащения в осуждение помрачается ум человека и он уже не может понимать своё реальное состояние падения, уже не может видеть свои грехи и бороться с ними, то есть спасительное Покаяние, заповеданное нам всем Самим Господом Иисусом Христом, становится для человека невозможным. И от кого такое исходит? От тех, кто должен нас учить Покаянию.
Практика Покаяния описана в аскетических трудах святителя Игнатия, которые многими прочитаны, но многими признаны неисполнимыми в наши дни, следовательно, отвергнуты. Попытка собственным умом постигнуть смысл Таинств, смысл Покаяния, смысл спасения, попытка обойтись без аскетики — приводит к созданию нового предания, противоположного Священному Преданию — вот трагедия современной земной Церкви. И миряне в этом опасном процессе — заложники, потому что обязаны слушаться батюшек и не могут сравнить получаемые от них советы с творениями святых отцов Церкви, потому что ещё не изучали их. Хорошо, если встретится священник, знающий Покаяние и способный научить ему. А если нет? Сейчас уже открыто с экрана телевизора заявлено о том, в духовных учебных заведениях не учат духовности. Вот так раз! А чему же учат? Всему прочему, но не духовной жизни. Как же такой пастырь поведёт своих овец, являясь слепым в духовном плане?
Классический пример с капустой, которую послушник должен был садить корнями вверх, чтобы через послушание сломить свою самость, совершенно не применим к ситуации, когда человеку предлагается идти на причастие в осуждение, потому что так можно заработать смерть вечную. Нужно различать вещественное и духовное. Святитель Игнатий говорит, что послушание святости — спасительно, а послушание самости — гибельно. Поэтому будем наблюдать за последствиями своего причащения и если они отрицательные, то устранимся от причащения в осуждение, чтобы исправить в себе то, что препятствует примирению со Христом, оставляя нас во вражде с Ним.