У меня расстроилась внутренняя молитва. Не стал уводить внимание из головы, но стал пытаться вводить ум в слова молитвы, внимательно и старательно произнося их. Сначала казалось, что так лучше, а теперь замучили помыслы, так что никак не могу от них отбиться. Молитва не получается. В чём моя ошибка?
Ответ:
Здравствуйте, Виктор.
Способ заключения ума в слова молитвы, указанный святым Иоанном Лествичником, по большей части понимается неверно. Одна добросовестная христианка даже пыталась, исполняя это указание, держать внимание на языке, объясняя тем, что слова ведь говорятся языком, а ум нужно держать в словах, значит, на языке.
Видите, какое странное вещественное понимание дел духовных.
Когда Вы пытаетесь в своём варианте понимания этого указания заключать ум в слова молитвы, то скорее всего стараетесь очень внимательно произносить каждое слово молитвы, сосредотачивая внимание на самих этих словах, которые произносятся при этом где? Определите сами! Где при этом произносятся слова молитвы? Отвечу за Вас: если языком их говорите, то слова на языке, значит, и внимание будет на языке, как у той добросовестной христианки; если же будете говорить слова молитвы умом и внимательно следить за этими словами, то они у Вас будут звучать в голове, следовательно, там будет и внимание. Таким образом, хоть голосом говорите, — внимание будет в голове (язык), хоть умом только, всё равно ум будет оставаться в голове. Но удерживать внимание в голове вредно — там помыслы Вас задушат. Для того и нужно уводить внимание из головы, чтобы ослабить нападки помыслов. Если усердно и долго молиться в голове, то можно дойти и до глюков.
Святой Иоанн Лествичник учил понимать смысл не отдельно произносимых слов молитвы, разрывая её на куски, а всей молитвы цельно, то есть: кто я есть (грешник окаянный) и к Кому я обращаюсь (к Самому Господу Иисусу Христу — Сыну Божию, искупившему меня от вечной смерти и Который будет судить меня Своим судом праведным).
Искусство внутреннего делания второго этапа (молитва умная деятельная) в том и заключается, что нужно одновременно и понимать, кто я есть и к Кому обращаюсь, и внимание уводить из головы в центр груди. Тогда и в голове не будет напряжения, и помыслы не так мучить будут.
Святитель Игнатий говорил, что нельзя самому человеку лезть в сердце, хранящее ещё в себе страсти, — это очень опасно. В нужное время благодать Сама введёт туда ум, если сердце очистится. Но мы же не говорим про сердце. До сердца ещё очень далеко. Молитва сердечная — удел редких людей, она связана с самодвижностью, а нам делать нужно, то есть всегда понуждать себя.
Мне думается, Вы сбились. Вот и пошла неразбериха.
Сергей Михайлович