Здравствуйте, Сергей Михайлович! После прослушивания вашего диска о страсти сребролюбия, возник вопрос. Я каялась после прихода к Господу в своих грехах, связанных с хищением с работы канцелярских принадлежностей. А как быть с этими вещами? Они находятся в квартире. Как Вы говорите «головешки в шкафу». Выбросить? Что с ними теперь делать? Вернуть их возможности нет. Я не поленюсь — найду каждую скрепку и не только. Что с этим делать? А как быть с украденным бензином с работы о котором Вы говорите? Это было в прошлом. И второй вопрос: как правильно подавать милостыню? Если не всегда есть деньги, чем ещё можно правильно искупить свою вину? Как научиться узнавать кому надо помочь, а кому отказать? На днях помогла одному человеку, а потом несколько дней в уме крутилась мысль: доброта — хуже воровства. Как научиться той мере помощи, которую я могу оказать, не в ущерб себе. Чтобы потом не мучаться. Вроде хорошо сделала. А получилось себе во вред, вплоть до того, что это было опасно для моей жизни. И уже не в первый раз. Заранее Вам благодарна за совет. Дарья.
Ответ:
Приобретённое нечестным путём можно разделить на несколько групп:
1) малоценные предметы, которым, вряд ли, найдётся применение в храме или такие предметы, которые противоречат вере или пришли в негодность — их просто нужно выкинуть;
2) то, что может пригодиться в храме, стоит отдать, как пожертвование от тех лиц или организаций, у которых это было взято (молиться нужно мысленно: прими, Господи, от тех-то);
3) то, что было взято и использовано (например, бензин), может быть компенсировано денежным пожертвованием в храм так же от лица той организации, в которой это было взято; примерную сумму можно рассчитать по сегодняшним ценам; отдавать можно постепенно;
4) предметы, которые невозможно изъять (например, кирпичи из стены), можно использовать для постоянного укорения себя в грехах каждый раз, как только взгляд остановится на этих самых кирпичах; как это делать правильно, можно прочитать в книге «Самоукорение и терпение».
Если встретился нищий, просящий подаяние, но нет средств, то можно просто сделать поклон головой в его сторону, сказав: «Простите». Если средства есть и они не отнимаются у детей, то есть дети (или старики) при этом не останутся голодом, то можно подать с мыслью: «Прими, Господи, в прощение моих грехов». Нужно давать Богу, а не человеку! Если видим, что просящий явно пьян, то подавать нельзя, но и судить его при этом тоже нельзя! Нельзя давать деньги и тогда, когда человек просит на грех, иначе мы станем соучастниками греха. Если есть подозрение, что человек просящий — это профессиональный попрошайка, то можно и не подавать, но удержаться от осуждения, а можно и подать, но с молитвой к Богу (пример выше).
Перед всяким богоугодным делом и чаще после совершения его, бывают искушения, чтобы само дело очистилось от примеси тщеславия. Важно хорошо понимать значение всех своих добрых дел: они должны совершаться по той причине, что так повелел Бог, и ради прощения своих грехов. Все прочие причины сомнительны или прямо противоречат покаянию. Опыт в этом непростом занятии приобретается с большим трудом. Действительно, иногда бывает, что и сатана затягивает нас в дела, превышающие наши силы. Например, опасно вести незнакомого пьяного человека в дом, где есть дети, потому что он может быть заражён опасными инфекционными болезнями. Подвергать риску жизнь свою и близких — не следует. Готовность отдать свою жизнь — это дело совершенных, а мы, если сказать честно, то ещё никуда не годные и подвиги можем совершать только по гордости. Если человек лежит на снегу, то нужно вызвать скорую помощь, дождавшись её приезда.
Те, кто стяжали нищету духа, бывают уже водимы Богом и все дела ведут с Его помощью. Таких (верных) Господь не предаёт, но Своим вразумлением наставляет на путь истинный. Надо обретать нищету духа — это начало правильного покаяния.
Сергей Михайлович.