Здравствуйте, Сергей Михайлович. Объясните, пожалуйста, ведь сатана не лично в каждом человеке; ведь он один такой и не может быть одновременно в каждом человеке? Мы по духу ему уподобляемся выполняя волю бесов, которых он приставил к каждому, ведь лично он входил лишь в Иуду и будет в антихристе? А если человек достиг только первой заповеди блаженства- нищеты Духа, и не успел принести плоды покаяния, то по милосердию Божию, как покаявшегося разбойника Господь может взять в рай или как вы говорили в лекции, его душа нисходит в ад нести епитимию? Спаси Бог вас лекции очень помогают у нас в храмах очень мало практики и несколько лет тоже билась как рыба об лед, помогали труды святителя Игнатия.
Ответ:
Здравствуйте, Елена.
1. Не сам сатана лично присутствует в каждом грешнике, но сущность его (так говорит святой Макарий Великий), то есть страсти греховные, семена которых всеяны в первородном грехе и передаются абсолютно всем людям. Однако, нам известно, что бесы могут входить в человека — и это трагедия великая для человека.
2. Тот, кто взошёл на первую ступень Евангельских Блаженств, уже принимается Богом: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3). Нищета духа — это первый плод ПОКАЯНИЯ, это начало смирения.
3. В «Слове о смерти» святитель Игнатий приводит выдержку из Послания Восточных Патриархов, где говорится о том, что исповедавший свои смертные грехи только перед самой кончиной, сходит в ад как не понесший положенной епитими, но имеет надежду на спасение по молитвам Церкви и за милостыни ближних.
Такой человек ещё не обрёл эту великую добродетель (нищету духа), но только исповедал свои смертные грехи. Разница огромная!
4. Вероятность того, что в последние часы жизни грешник, произвольно проведший дни свои, обретёт вдруг Евангельскую добродетель — ничтожно мала.
5. Святитель Игнатий учит, что нищета духа удобно обретается в борьбе со страстями, но это процесс не краткосрочный, а долговременный, поэтому нельзя эту борьбу откладывать, надеясь на чудо.
Сергей Михайлович.