Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, правильно ли я поняла, что ребенка младенца нельзя причащать, если родитель в этот день не причащается и это будет в осуждение родителю и ребенку? Бывало, что через некоторое время после Причастия вспоминала старые грехи, даже смертные: название греха такое же, но ситуация другая. Меня это уже смущает. Надо ли один и тот же грех исповедовать каждый раз вспомнив о нем в другой ситуации или нет? Честно сказать, боюсь этого не делать. Готовлюсь к Исповеди, используя дневник кающегося, список опять длинный. Может, я опять что-то неправильно делаю?! Я уже столько ошибок новых наделала, за это время, что сама себе уже не верю. Иногда бывало, что я не помню уже исповедовала или нет какой-то грех, а также бывало, что я признавала грех, каялась, но всю его тяжесть осознавала только через какое-то время, даже через год только. Можно ли ребенка младенца причащать, если родитель в этот день (или накануне) готовится приступить к Исповеди? Спаси Вас Господи.
Ответ:
В лекциях было сказано о том, что дети кричат и сопротивляются причащению, если родители не хотят сами воцерковляться. Но если родители живут в покаянии, то дети спокойно причащаются и в те дни, когда мама почему-то не может. Причастие в осуждение для ребёнка невозможно, т к он ещё неразумен.
Если вспомнился смертный грех из прошлой жизни, то нужно его исповедать. Мы рекомендуем пользоваться Дневником кающегося для того, чтобы не забывать, что уже исповедано. Прямо в Дневнике можно делать пометки. Проревизируйте себя ещё раз за всю жизнь и отметьте с уточнениями конкретных фактов, чтобы прекратить путаницу.
В остальных грехах, кроме смертных, вспомнившихся из прошлого, нужно покаяться тут же, как вспомнили. Если подобные грехи на исповеди уже называли, то повторять название не нужно.
Намного важнее вести правильную борьбу с нынешними проявлениями страстей.
Благодарите Бога, что осознание тяжести греха пришло, хотя и позже, после исповеди. При этом исповедовать вторично не нужно.
Одно дело — называть грехи на исповеди, а другое дело — жить постоянно с памятью о Боге, имея страх Божий и сокрушение сердца. При втором варианте человек всегда готов к исповеди: нужно всего несколько минут, чтобы записать грехи.
Когда покаяние войдёт внутрь сердца, тогда страсти отступят и не смогут более насиловать душу, ввергая в смертные грехи, тогда и родится упование на Бога и успокоится человек, прекратив страх животный и сомнение. Бог благ и прощает кающемуся, если сам кающийся прощает всех окружающих и никого не судит.
Уповайте на Бога, не заедайте себя, но и грехов своих не одобряйте. Самоукорение делается с надеждой.
Сергей Михайлович.