Прослушала почти все лекции. Все понравилось, очень помогает приготовиться к Исповеди и Причастию, помогает в изучении Евангелия и учений святых отцов. Только мучаюсь вот по какому поводу. Говорится, что подавать записки за неверующих людей, хотя и крещеных, нельзя и даже не полезно. У меня сын и муж неверующие, крещены, но относятся к вере не враждебно, равнодушно как то. Можно ли подавать за них записки о здравии? Я как думаю, что подавая такие записки, я прошу не только о телесном здоровье близких мне людей, но и вразумлении их. Ответьте, пожалуйста!
Ответ:
Светлана, молиться о вразумлении своих сродников нужно на молебне. Мы советуем заказывать молебен Пресвятой Богородице пред иконой её «Прибавление ума».
Отцы считали, что подать имя на проскомидию, равнозначно тому, что сам бы человек причастился — это очень важно знать при рассмотрении Вашего вопроса (в лекциях говорится об этом).
Но поскольку Ваши родные добровольно не хотят причащаться Святых Христовых Таин, то как причащать их насильно. Разве Бог может допустить насилие над человеком??? Как насильно просветить ум человека??? Ведь Причастие бывает и в осуждение, если человек имеет, например, смертные грехи и не кается в них, повторяет, да ещё и любит. Причастие в осуждение очень опасно, потому что при этом помрачается ум, постигают беды, болезни и может наступить неожиданная смерть, как предупреждает Апостол.
Если бы насильственное причащение могло исцелять души, то уже 2000 лет всех злодеев и вообще грешников по закону государства причащали бы насильно или вписывали на проскомидию, и жизнь на земле превратилась бы в рай праведников. Но такой абсурд разве придёт кому-то в голову? Благодать действует только в сочетании с нашей свободой.
Тем ни менее, нечто подобное делается нами в отношении своих неверующих и маловерующих родных, что нам и им оборачивается в осуждение. Сколько раз мы в приходе обнаруживали горькие последствия таких ошибок, когда мама подаёт на проскомидию за своего сынка выпивоху, а затем приходит с жалобами на его очередную агрессию, оскорбления и даже побои (то же самое касается и неверующих мужей в отношение различных видов грехов, а не только пьянства, когда после записи на проскомидию они хулят Веру и Церковь). Если бы нам не было лень следить за последствиями наших духовных экспериментов, то мы бы давно всё поняли сами. Но, к сожалению, и отцов читаем, и их запреты видим в книгах, а делаем всё по-прежнему.
Читайте книгу «О Святом Причащении» издательства «Сибирская Благозвонница», в ней есть точные цитаты. Может быть, это поможет Вам утвердиться. Есть и другие современные книги, в которых говорится, что проскомидия равносильна непосредственному причащению.
Сергей Михайлович.