Сергей Михайлович, я прослушала все Ваши лекции «Школа покаяния», очень много я для себя уяснила и многое в голове встало на свои места. «Школа покаяния» для меня оказалась очень полезной. Но у меня к Вам вопрос (лучше было бы задать его лично, на я живу за 4000 км от Вас) по «Смущалкам от Дарьи». Я читала критику на Вас, но ни где не встретила оскорблений в Ваш адрес, Вы же позволяете себе заявлять, что все кто Вас критикует «хулят ДУХА СВЯТОГО», как же так? Вы же знаете, что это не простительный грех. Первым в Рай вошёл разбойник, кто Вы, что судить у кого какая душа, Вы разве прозорливый? А Вы всех уже приговорили к аду, и служителей церкви, и профессора Духовной семинарии и все, кто имеет замечания к Вашим лекциям или расхождения в понимании путей спасения. Ведь даже мнение Святых Отцов иногда противоречили друг другу. Мне кажется, что можно и нужно объяснить Вашу позицию критиканам, но судить и навешивать ярлыки, не достойно Вас. Ведь Вы являетесь примером для ищущих спасения, а тут такие страсти. В конце всего прослушивания цикла лекций, эти «Смущалки» так смутили меня, что я растерялась. Если служащие в церкви выставляют свои страсти на показ, то с кого брать пример мирянам. Любовь.
Ответ:
Ах, Любовь! Как странно выглядит Ваше письмо! По составу и стилю оно очень похоже на метод тех «критиков», которым я отвечаю на диске «Даруй мне покаяние всецелое». Те тоже сначала показали свою «доброжелательность» и выразили похвалу, а потом говорили пустое. Вынужден разобрать Ваши высказывания и показать Вашу несостоятельность, чтобы читатели не смутились от речей Ваших.
Вы говорите, что очень много для себя уяснили, что многое в голове встало на свои места, что информация оказалась очень полезной для Вас. Здесь же, в конце своего письма, Вы добавили явное противоречие только что сказанному: смутилась и растерялась. Надеюсь, что любому человеку понятно, что то и другое в одной голове одновременно быть не может. Не знаю, что и предположить??? Скорее всего, нужно остановиться на втором Вашем состоянии, потому что всё прочее содержание письма основано именно на Вашем смущении и растерянности, но никак не на «уяснении», «полезности» и постановке в голове «на свои места».
Вы говорите, что читали критику на меня и нигде не встретили оскорблений в мой адрес. Замечу Вам, что критика нигде не пишется, потому что все лютые нападки, ведущиеся одновременно на нескольких сайтах одними и теми же людьми, критикой назвать никак нельзя, потому что они ничем не аргументированы и ведутся не в богословской традиции.
Вы говорите, что нигде не встретили оскорблений в мой адрес. Замечу, что Вы очень не внимательны. Оскорбления сыплются в самой грубой форме, вплоть до нецензурщины.
Вы говорите, что я называю всех, критикующих меня хулителями Святого Духа. Замечу, Вы вновь очень невнимательны. Прослушайте заново лекцию и убедитесь, что прежде я терпеливо доказываю точность своих высказываний, приводя ссылки на творения отцов, затем вновь доказываю ошибочность мнения оппонентов, опять же приводя ссылки на отцов, а уже только потом делаю вывод о том, что оппоненты ругают уже не меня, но отцов, которые говорили Духом Святым, поэтому и нападки оппонентов являются хулой на Духа Святого. Создаётся впечатление, что лекции Вы слушаете выборочно и обращаете внимание только на те места, которые Вам привлекательны.
Вы говорите, что грех Хулы на Духа Святого не прощается и я всех приговорил к аду.
Замечу Вам, что не может быть прощён только один единственный грех — самоубийство, потому что после смерти покаяние уже не действует. Все прочие грехи, пока жив человек, могут быть прощены, если грешник покается. Если же человек останется в своём грехе хулы на Духа Святого, то прощения ему не получить, потому что это грех смертный, который неминуемо утянет душу в ад.
Вы спрашиваете, прозорливый ли я, коль сужу, у кого какая душа?
Успокаиваю Вас: не прозорливый! Вот и Вас совершенно не знаю, но сужу о Вас только по написанному Вами, сравнивая Ваши мысли с аскетическим учением отцов о спасении и видя серьёзные ошибки, как например, следующая.
Вы говорите, что мнения Святых Отцов иногда противоречили друг другу.
Замечу Вам, что такое опасное высказывание очень близко к Хуле на Духа Святого! Под словом «иногда» можно понимать что угодно. Не боитесь согрешить хулой??? Где Вы взяли такое ложное учение??? Надеюсь, что не найдётся такой безумный человек, который скажет, что святые противоречили друг другу в догматах! Надеюсь также, что не найдётся и такой безумный человек, который скажет, что отцы противоречили друг другу в учении о покаянии! Потому что первое относится к ересям, а второе к расколу!!! Разница во взглядах могла быть всего лишь в вопросах, не касающихся напрямую спасения, что называется в Церкви частным богословским мнением, вполне допустимым.
Вы напоминаете, что первым в рай вошёл разбойник.
Замечу Вам, что отцы показали нам путь спасения, отличающийся от жизненного пути того разбойника. Отцы не учили сначала становиться бандитами, чтобы потом за несколько часов до смерти успеть покаяться. Наоборот, Церковь учит всю жизнь вести борьбу с грехом, пребывать в покаянии и с Таинствами. Надеюсь, что никто не будет возражать тому, что путём разбойника вошли в рай только некоторые. Большинство же вошли в рай путём обычным, предписанным Церковью для всех. Если человек проживёт свою жизнь в смертных грехах и страстях, то шанс его раскаяться в предсмертный час — ничтожен. Поэтому, не стоит так часто напоминать о разбойнике, чтобы не превратился его образ в стандартный образец спасения для всех христиан, как это пытаются навязать некоторые в последние времена.
Вам кажется, что я должен объяснить свою позицию критиканам.
Замечу Вам, что это не моя позиция, но святых отцов и я её изложил достаточно подробно в лекциях и книгах, приводя ссылки на отцов. Нападают только те, кто не знаком с учением отцов о покаянии и ненавидит покаяние, пребывая в прелести.
Вы говорите, что нельзя судить и навешивать ярлыки.
Замечу Вам, что я сужу ошибки критиканов, а их самих жалею, как погибающих и нападающих на учение отцов. Всякое лжеучение должно быть обличено, чтобы другие не отравились. Для этого и вешается соответствующий содержанию ярлык: ЛОЖЬ!
Вам кажется, что из меня плещут страсти???
Замечу Вам, что Вы выказываете себя как прозорливец. В чём меня обличали, тем сами и больны. Вы судите обо мне из своего состояния «растерянности» и «смущения», приписывая мне свои качества. Ошибаетесь! У христиан всегда была ревность по Богу, которая понудила святителя Николая Чудотворца ударить по щеке безумного Ария.
Вы говорите, что я являюсь примером для ищущих спасения.
Замечу Вам, что дерево по плодам узнаётся. Вы в письме указали, что плоды мои скверные. Зачем же тогда называете меня примером???
В заключение напомню Вам, Любовь, что спасение начинается со страха Божия (так учили отцы), который некоторые обрели, прослушав лекции Школы покаяния.
Сергей Михайлович.