Уважаемый Сергей Михайлович! В ваших занятиях Вы говорите, что не крещенные младенцы (дети) не могут спастись. Тогда как же практика первых веков христианства, когда люди крестились в зрелом возрасте (к примеру Василий Великий крестился в 30 лет). Практика крестить младенцев была привнесена в христианство, на сколько я знаю, примерно к Х веку. Так же слова Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», подтверждают, что прежде чем креститься необходимо уверовать, а какая у младенца вера? Младенца можно обратить в его бессознательном состоянии в любую веру. Опять же, что говорит Христос в Евангелии о детях, которые еще небыли крещены: «Не мешайте детям приходить ко Мне, обо таковых есть Царство Небесное». Пожалуйста разъясните этот вопрос с точки зрения святоотеческого предания.
Ответ:
Уважаемый Сергей.Откуда у Вас сведения о введение в практику Церкви крещения детей только с 10 века? Какими первоисточниками Вы пользуетесь? Укажите точные ссылки!
В каком году состоялся Святой Поместный Карфагенский Собор? Если не ошибаюсь, то это самое начало 5 века. Прочитайте 124 правило этого Собора, которым предаются анафеме те, кто отвергает нужду крещения малолетних детей. Решение Собора по этому вопросу говорит о том, что практика крещения младенцев уже давно существовала.
Правило 124. «Определено такожде: кто отврегает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствут ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо речено апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения». http://www.agioskanon.ru/sobor/014.htm
Крещение младенцев, как известно, происходит по вере крёстных. Разве Вы не знаете об этом? Если Вы сомневаетесь в действенности Таинства по вере крёстных, то тогда как причащают младенцев, которые ещё не могут иметь покаяния. Неужели, на Ваш взгляд, тоже формально?
Господь говорит: «таковых есть…», а не этих есть… Прочитайте толкование на эту цитату и увидите, что Господь имел в виду не возраст детей, а их особое состояние доверчивости и простоты, которое нужно иметь христианам для спасения . Апостол добавляет: злобою младенчествуйте, а умом будьте совершенны.
На эту тему есть высказывания и святителя Иоанна Златоуста. В интернете сейчас можно найти достаточно цитат.
Поскольку младенцы унаследуют повреждение естества, явившееся следствием Адамова первородного греха, которое смывается только Крещением, то поэтому некрещёный ребёнок, хотя личных грехов ещё и не имеет, но печать вечной смерти уже несёт, значит, остаётся «плотью и кровью», которые Царства Божия наследовать не могут. Человек должен родиться от воды и Духа! Ели он не рождён для вечности, то как окажется в Вечности???
Сергей Михайлович.