В лекции было сказано о женщине, над которой не совершается таинство Крещения в следствие того, что ее супруг не может засвидетельствовать ее исправления в гневливости. А если нам известно, что человек не может исправляться без Благодати Божий, и действия Духа Святого, почему она лишается этой возможности. Извините, если я неправильно поняла или ослышалась.
Ответ:
Сожалею, что Вы не указали название лекции и минуту, на которой звучат непонятные для Вас слова. Без точного адреса цитаты — невозможно дать пояснение. Однако, можно догадаться, что речь идёт никак не о Крещении. Скорее всего, говорится об Исповеди. Когда человек идёт на Исповедь, чтобы получить прощение своего смертного греха, например греха ненависти, но при этом не прекратил повторять его, тогда грех не может быть прощён и Таинство может обернуться ему в осуждение. Совершенно не случайно в древней Церкви назначались епитимии, как временное отлучение от Таинств с целью исправления человека. При этом христианину объясняли значение греха, его разрушительную для души силу, указывали на заповедь, нарушением которой является этот грех, определяли страсть, от которой родился этот грех, и самое главное, научали с этой страстью бороться, проверяли плоды такой борьбы (в том числе, проверяли человека и по другим страстям). И только потом отпускали грех на таинстве Исповеди и допускали до Причастия, заботясь, чтобы это великое Таинство не обернулось человеку в осуждение. Причастие в осуждение очень опасно. Отцы сравнивали его с грехом богоубийства (преподобный Симеон Новый Богослов). Трагические последствия такого греха могут постигнуть человека и здесь, и в вечности, поэтому временное отлучение (епитимия) просто необходимо.Целесообразность такого подхода легко понять на примере с болезнью. Предположим, у человека по неизвестной причине возникла острая боль в животе. Он обратился к врачу, но после того, как боль уже прошла. Врач на приёме спрашивает больного о состоянии на данный момент. Больной отвечает, что боли нет. Тогда врач, не проводя никаких положенных обследований, заявляет, что пациент здоров и не даёт больничного, но рекомендует выходить на работу, хотя больной работает на стройке. На другой день этот человек выполняет свои тяжёлые физические работы и, вдруг, снова резкая боль да так, что человек теряет сознание. Пока увидели, пока сообразили, пока вызвали скорую, пока доехали, пока везли, пока … Так можно запросто умереть от простого аппендицита, который лопнет в самый не подходящий момент. Причина — безответственное отношение врача (к сожалению, такое в жизни иногда случается). Кто из нас пожелает оказаться в такой ситуации? Если в физическом плане понятно, то в духовном — не менее серьёзно, потому что речь идёт уже не о временной участи, но о вечности. Больного нужно обследовать, поставить правильный диагноз, подобрать верное лечение и контролировать ход исцеления — это касается как телесных недугов, так и духовных! Согласны ли Вы с этим?
Теперь о печальном заблуждении некоторых христиан, думающих, что Причащаться нужно сразу после названия своего смертного греха, без доказательства борьбы с ним. Такие люди ссылаются на то, что будто бы без благодати, получаемой в таинстве Причастия, ничего изменить не получится. Очень жаль, что действительное учение Церкви по этому вопросу забыто кое-кем. Стоит им обратиться к Книге Правил и Канонов Церковных, в которой имеется учение об епитимиях. Всегда в прежней Церкви за смертный грех полагалась епитимия, срок которой определялся качеством покаяния согрешившего. Неужели древние отцы менее любили народ, неужели они были жестоки и немилостивы, лишая согрешивших участия в Таинствах на период епитимии? Конечно, нет! Наоборот, они очень хорошо понимали, что душа, оставшись неисправленной, не может принять в себя Христа, потому что такая душа подобна жёлобу, по которому Кровь Христа протечёт и, не найдя за что зацепиться, будет «выплеснута» в грязь. Представьте, как мы ответим на Суде за такие дела? И Апостол говорит о недостойном Причастии: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор. 11: 30). Не страшно ли читать о таких угрозах?
Те, кто говорят, что нет помощи благодати без Причастия, тем самым оскорбляют таинство Крещения, не понимая его великой силы. В Крещении нам возвращена свобода, и грех лишён насильственной власти над человеком, в Крещении человек облекается во Христа, человеку даётся сила для борьбы. Поэтому, считающие, что не имеют благодатной силы Крещения наносят оскорбление Таинству, не желая вести борьбу со страстями, желая исправиться без усилий, прикрывая своё нерадение, лень и любовь к греху отсутствием сил. Такие хотят войти в Жизнь Вечную со своими грехами, но нет ничего общего у света и тьмы (смотри 2Кор. 6: 14). Мы должны исправлять свою жизнь!