Здравствуйте, Сергей Михайлович! У меня 3 вопроса: 1) Когда на Исповеди появляется такое чувство, что нет содрагания сердца и приходят помыслы сомнения — «А каюсь ли я вообще?» Догадываюсь, что, наверное, это от беса, но как быть при этом? 2) Все равно продолжаю совершать грехи тяжкие и условно простительные, а смертных грехов не делаю. Когда случится грех и замечу его, то прошу у Бога прощения, но на сердце иногда есть чувство сокрушения, а иногда нет его. Как быть? Я понимаю, что покаяние — это исправление жизни (жизнь без смертных грехов, с регулярной Исповедью, Причащением, чтением духовных книг, священного писания, с молитвы, с постоянной борьбой со своими страстями, помыслами (их пресечение). Так и стараюсь делать! Правильно ли я иду? 3) Приходят порой мысли: «Вообще, встал ли я на путь спасения?» Не опасно ли так думать? Спасибо заранее Вам за ответы, для меня это очень важно. Верю, что Бог поможет и не оставит.
Ответ:
Здравствуйте, Игорь.
1) «Содрагание», как Вы его назвали, часто бывает связано с душевным чувством, от которого и тело может задрожать. Но Богу более нужно духовное чувство нищеты духа человеческого при сожалении о совершённом грехе, что выражается тихо и внешне не приметно. Желательно нам знать это тонкое чувство и по возможности чаще инициировать его в сердце, так чтобы приучиться удерживать его всегда, а не только на Исповеди.
2) Понимаете верно. Приучитесь при замеченном грехе сожалеть о случившемся хотя бы тонким чувством сердца. Если это чувство выразить словами, то можно было бы сказать примерно так: «Прости меня, Господи, опять согрешил». Если сердце ещё не приучилось так реагировать на грех, то нужно помочь ему покаянными мыслями, например: «Опять жертву сатане принёс! Опять рану нанёс Тебе, Господи!»
Сначала покаяние даётся очень трудно, потому что окаменевшее сердце никак не хочет реагировать правильно, так как в нём ещё сильны страсти. По мере правильной борьбы страсти ослабевают и сердце становится более податливым, но его нужно всегда упражнять, чтобы потом оно легко и охотно реагировало на грех правильным чувством покаяния.
3) Это хорошие мысли, но от них не должно рождаться отчаяние, а должна появляться ревность и усердие с терпением. Отцы так и учили: на прошлое (здесь не имеются в виду грехи, о которых забывать нельзя) не оглядываться, чтобы не видеть своих достижений и успехов, а всегда устремлять взгляд вперёд, понимая длительность и сложность пути спасения. При этом уповать на Бога.