Можно ли думать, что с самого начала воцерковления будут сопутствовать умиление и радость? Если после Причастия хочется улыбаться, то это явление духовное? Можно ли ждать радости после Причастия? Почему бывают хульные помыслы?
Ответ:
Очень сложно говорить о внутренних чувствах даже собственных, тем более, о чужих. И Вы могли неточно описать своё внутреннее, и я могу неправильно понять Ваши слова. Например, что такое умиление? Даже у отцов встречаются несколько разные объяснения. Что Вы имели в виду под этим словом? Мне привычно понимать его как радостотворный плач, то есть искреннее сожаление о своих грехах, растворённое в духовной радости от осознания их прощения. В этом определении первое ещё несколько понятно, а вот второе можно толковать по разному, потому что чувство радости, к которому мы привыкли, основано на действии страстей и умиляться по-страстному — худо. Если же в определении заменить слово радость на надежду (сожалеем о грехах с надеждой на милосердие Божие), то для нас грешников будет понятнее: глубоко сожалеем о грехах, но с надеждой на прощение. Без такой надежды легко может наступить отчаяние. Радость духовная совсем не такая, как душевная, которую мы знаем и к которой привыкли. В этом-то и заключается вся проблема. Сравнить своё чувство с каким-то эталоном мы не можем, потому что он нам неизвестен. Мы знаем с детских лет только душевное, в котором присутствуют страсти. Описания духовных чувств, имеющиеся у отцов, почти не могут помочь нам, потому что в языке нет особых слов для описания духовного. Отцы нередко использовали термины, в которых умышленно содержалось противоречие, например: тёплая прохлада или плач (слёзы) выжигают страсти из сердца. Как это понять? Понять это невозможно до тех пор, пока Бог не даст вкусить нового плода, но при этом старое должно сознательно отвергаться, как нечистое и чуждое Богу. Но мы боимся потерять старое, потому что вкус нового нам неизвестен. Старое — понятнее и дороже. Очень опасно принять старое за новое и этим удовлетвориться.
Вообще радость духовная приходит на высоких этапах духовного состояния и является признаком чистоты сердца, которое должно долго поплакать о своих беззакониях. Прежде бывает сокрушение сердца, потом печаль по Богу, потом покаяние, как изменение жизни, потом плач сердца, далеко не всегда, точнее, очень редко, сопровождающийся слезами, а только потом уже могут явиться первые признаки тонкой духовной радости. Отцы писали, что эти первые признаки радости — плод внутреннего делания (внутренней молитвы) четвёртого этапа, когда ум вводится Богом в сердце молящегося, но прежде сердце очищается долговременным плачем от страстей. Чувство это так тонко, что мы плотские и страстные никак не сможем его имитировать сами. Оно — действительный дар благодати. И в прежние-то века этого достигали редкие, а что говорить о нас нынешних, в страстях, как в … пребывающих. Внутренняя тонкая духовная радость никогда не вылезает наружу в виде улыбки. Улыбки внешние — это плод тщеславия, которое бывает невозможно сдержать. Простите, если огорчил Вас. А смех вообще проявление блудной страсти, поэтому Господь и предупреждает: Горе вам, смеющиеся…
Вот и посудите теперь сами: было ли то чувство, которое Вы назвали умилением, действительным умилением? Отцы предупреждали, что искать самим какой бы то ни было приятности нельзя, потому что враг обязательно подсунет подделку. Если и нахлынет что-нибудь подобное, то они учили не принимать, помня свои грехи, страстность, признавая себя недостойными даров. Святитель Игнатий называет первыми правильными признаками покаяния — сокрушение сердца, нищету духа, сожаление о грехах, страх Божий. Кто это имеет, тот в прелесть не впадёт, а кто не начал с этого, тот неминуемо будет оставаться в прелести, которой поражено всё человечество, потому что она есть законное следствие первородного греха.
Да и первая ступень Евангельских блаженств, лестницы, возводящей на Небо, начинается с нищеты духовной. А на какой ступени говорится о радости? Помните? После испытания гонений за Веру, после клеветы, поношений и злословия за Имя Христово. Сможем ли мы при этом радоваться? Плотская радость точно здесь не поможет! Зато она легко «помогает» нам не скучать, выдавая себя за настоящую.
Если человек достаточно проживёт в состоянии нищеты духа и исправит жизнь, то постепенно, ещё задолго до радости истинной, он будет обнаруживать по временам мир сердечный, тишину ума, отсутствие жгущих надоедливых помыслов, тем более, отсутствие хульных помыслов. Наличие хульных помыслов — это точный признак ещё пока сильной страсти гордости, самомнения, своеволия и тщеславия. Надо обратить на это внимание и правильно бороться со страстями. Слушайте беседы, изучайте себя по «Дневнику» и увидите свои болезни, если искренне хотите спастись.
Сергей Михайлович.