Сергей Михайлович, я сначала прослушала «Школу покаяния» (посоветовала всем друзьям, которые ищут истину и спасения и мы даже раскопировали диски для всех желающих), а в конце прослушала «Слущалки», так что в моём письме нет противоречий «то хвала, то хула». Если бы я прослушала бы в обратном порядке, то не знаю, дошла бы до основных лекций. А про противоречие Святых Отцов, это не мои слова, кто я такая, но расхождения есть по вопросам загробной жизни, ведь ГОСПОДЬ не всё открыл людям, а то, что полезно для спасения. Да разве нам возможно понять всего БОГА? Когда идут споры по богословским вопросам, то все стороны апеллируют словами Святых Отцов, значит, разногласия есть или я что-то не понимаю. Я читаю и слушаю других проповедников и миссионеров, Святителя Игнатия Брянчанинова, и Льюиса, и Серафима Роуза, Св. Феофана Затворника, перечислять нет смысла. А в Церковь меня привели «Добротолюбие», «Отечник» и лекции А. И. Осипова. У меня нет намерения кого-то в чём-то уличить «да избавь меня БОЖЕ», кто я такая. А что «хула на ДУХА СВЯТОГО» смертельный и не простительный грех говорит Евангелие от Матфея, гл. 12: 31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. БОЖЕ меня упаси, я не пытаюсь перед Вами «умничать», но Вы очень жёстко высказываетесь в сторону оппонентов, неужели Вы всегда правы? Ведь БОГ есть ЛЮБОВЬ, коротая «не ищет своего». Я знаю, что у Вас нет свободного праздного времени, спасибо, что нашли время ответить мне. Любовь.
Ответ:
Ах, Любовь!!!
Вы всё продолжаете своё. Как странно! Видимо, Вы страдаете невнимательностью и всё воспринимаете из состояния своей растерянности, случившейся у Вас после лекции «Даруй…». Но, может быть, я ошибаюсь? Тогда скажите честно, в настоящий момент на каком из двух противоположных состояний ума Вы стоите: смущение и растерянность или всё в голове встало на свои места и Вы получили пользу от прослушивания лекций и от моих ответов??? Надеюсь, Вы не подумаете, что я к вам придираюсь! Просто, Вы первый человек, который прослушал все лекции по порядку, а потом соблазнился на последнем диске. Немалое число человек, прослушавших все лекции, выразили свою солидарность и поддержку тому, о чём говорится на диске «Даруй…». Во всех лекциях один и тот же тон, один и тот же смысл, одна и та же ревность об Истине. Отличие последнего диска только в том, что в нём содержится полемика, причём, с моей стороны аргументированная, а со стороны оппонентов — пустая. И уверенность моя основана не на самости, а на творениях отцов (цитаты и ссылки с адресами приведены — Вы можете это проверить). Неужели Вам безразлично, что некоторые люди пытаются создавать новое предание, противоречащее Священному Преданию Церкви. Всех своих оппонентов я приглашал к личной встрече, но никто из них не пожелал пойти на открытую честную богословскую полемику. Некоторые из них нанесли мне оскорбления, на которые я не реагирую. Но когда хулят Истину, то молчать нельзя. Молчанием предаётся Бог! К тому же, старец Наум (ТСЛ) благословил меня не молчать, но опровергать ложь.
Посмотрите на начало обсуждения, где Татьяна Александровна Щедрина высказала своё противоречие по вопросу первородного греха в Господе Иисусе Христе. На Азбуке Веры сразу не одобрили её мнение, но она не успокоилась и выступила со своим заблуждением на другом сайте, где и пришлось мне вести с нею богословскую полемику. От честного и открытого обсуждения вопроса она уклонилась, поэтому мне пришлось без неё доказать ошибочность её мнения, ссылаясь на творения отцов (читайте мои ответы выше).
Вы говорите, что противоречия между отцами — это не Ваша мысль
Тогда скажите, чья же это такая крамольная мысль???
Вы говорите, что есть расхождения по вопросу загробной жизни.
Замечу, что не о жизни загробной говорим, а об участи. Никто ведь не сомневается, что душа вечна! Так вот, этой самой вечной душе, оказавшейся на Суде по левую сторону от Христа, и сказано: и пойдут сии в муку вечную (обратите внимание: как душа вечна, так и мука вечна — всё пропорционально и соответственно). Не помню такого, чтобы в Писании употреблялось слово «бесконечно», которое нынче пытаются противопоставить слову «вечно», представляя муки грешников в аду — ограниченными по времени. Однако, слово «бесконечно» всё-таки употребляется в Писании в двух случаях, которые для нас очень кстати. Первый случай: «Мною даётся повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущный, и царство Его несокрушмио, и владычество Его БЕСКОНЕЧНО» (Дан. 6: 26). Вот, именно Богу свойственно качество бесконечности, поэтому слово «бесконечно» применимо именно к Нему, и не должно применяться к времени мук в аду, как альтернативы «вечному». Игра словами здесь невозможна, потому что одно из них (бесконечность) принадлежит только Богу! Второй случай: Апостол говорит, чтобы мы «не занимались баснями … бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере (1Тим. 1: 4). В этой цитате слово «бесконечными» употребляется, конечно, в утрированном смысле, чтобы показать нам, что такими баснями (о краткосрочности и временности мук) мы уже посягаем на Истину, разрушая «Божие назидание в вере», которое есть СТРАХ Божий — корень всех благ, без которого невозможно отстать от греховной жизни, как учили отцы (читайте святителя Игнатия «О страхе Божием и о любви Божией»). Разногласия в вопросе продолжительности мучений появились только в последние несколько лет. Ранее таких проблем никогда в Церкви не было (если знаете, то приведите полемику между отцами на эту тему). Нужно твёрдо понимать, что в наши времена ничего нового открыто уже быть не может, потому что все тайны Божии открывались только великим святым людям — тайнозрителям, которых в нынешние времена нет!
Вы говорите, что ГОСПОДЬ не всё открыл людям, а то, что полезно для спасения.
Согласен: Всё, что было необходимо для спасения, уже давно открыто и ничего нового придумывать не нужно.
Вы говорите: «Да разве нам возможно понять всего Бога?
Согласен: мы, как существа тварные, — ограниченны, поэтому не можем вместить в себя Бесконечного. Но всё, что Бог хотел нам открыть о Себе, уже давно открыл. Только будем разделять непосредственно знания о Боге и знания о спасении ( то есть о покаянии) человека, впрочем, ни в одном, ни в другом добавлять и искажать ничего нельзя, потому что в первом случае это будут ереси, а во втором (если по другому учить о покаянии) — раскол, как говорит святитель Василий Великий.
Вы говорите, что в спорах обе стороны приводят ссылки на святых отцов и это говорит о наличии разногласий между святыми.
Отвечаю: споры основаны на неверном произвольном понимании цитат из творений отцов, которые нередко бывают просто выдернуты из контекста. В качестве примера предлагаю Вам почитать мои доказательства, приведённые выше, по вопросу о добровольности страданий Господа Иисуса Христа. Пример со ссылками на святителем Игнатия и особенно с цитатами святого Иоанна Дамаскина очень красноречив и доказателен.
Вы говорите, что читаете и слушаете других проповедников и миссионеров, видимо, имея в виду современных, а далее через запятую перечисляете святителя Игнатия и святителя Феофана, и здесь же в один ряд с ними ставите Льюиса. Неужели для Вас нет разницы в этих именах??? Или для Вас одинаково дороги и святые, учащие пути спасения, и Льюис с «хрониками»???
Вы говорите, что стольких святых прочли, что и перечислять нет смысла.
Замечу: в таком случае, не стоит сомневаться, что и толкования на Священное Писание, в частности на Евангелие, Вы уж, конечно, читали?
Вы говорите, что в Церковь Вас привело «Добротолюбие».
Замечу: Вы — уникальная личность!!! Впервые слышу от человека, что он начал путь просвещения с прочтения «Добротолюбия». Вы не преувеличиваете? Вам дались эти 5 томов ещё до прихода в храм??? Обычно, творения отцов, учащих высоким степеням духовной жизни, советуют читать намного позже, иначе легко можно впасть в прелесть. Любой батюшка об этом Вам скажет.
Вы приводите цитату из Евангелия и говорите, что грех хулы на Духа Святого — смертельный и не простительный.
Замечу Вам, во-первых, что отцы не употребляли термин «СМЕРТЕЛЬНЫЕ грехи», но говорили: смертные. Во-вторых, толкования на Евангелие Вы всё-таки не читали. Откройте толкование святителя Иоанна Златоуста на эти стихи и увидите, что он говорит: «Ведь и эта вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и всё им было отпущено». Весьма странно, что Вы, как сами о себе говорите, стольких отцов прочли, но толкуете Евангелие самостоятельно, не обращая внимание на мнение отцов. По этой причине Вы имеете своё собственное мнение, противоречащее отцам, учившим Духом Святым, что является для Вас прелестью. Как же Вы так??? Отцы строго настрого запрещали читать писание без толкований. Если Вам не будет противно, то смотрите книгу «Жизнь по Евангелию» издательства «Сибирская Благозвонница» (я её автор-составитель). Там найдёте ценнейшие статьи святителя Игнатия на эту тему, впрочем, Вы сказали, что его труды тоже прочли. Чего же я Вам советую с опозданием. Кстати, святитель Игнатий тоже самое говорит, что и святитель Иоанн Златоуст: «Все смертные грехи, кроме самоубийства, врачуются ПОКАЯНИЕМ» (том 5, стр. 460 по изд. Срет. мон.). Как же Вы читали труды святителя Игнатия??? Наверное, спешили побыстрее закончить, чтобы приступить к следующему творению. А польза где??? Отцов нужно читать неспешно!!! Это не Льюис!!!
Вы говорите: «БОЖЕ меня упаси, я не пытаюсь перед Вами «умничать», однако, сами попытались опровергнуть мои прошлые высказывания о возможности прощения греха хулы на Духа. В результате, реально умничаете, своевольно толкуя Писание. Но при этом и Имя Божие употребляете в суе!!! Такой грех был запрещён ещё в Ветхом Завете!!! Надо бы Вам понаблюдать за своей речью. По крайней мере, если покаетесь, то простится, но исправить дело очень трудно, потому что рождается это от велеречивости, которую бесы не сдают просто так — немало придётся слёз пролить.
Вы говорите, что не имеете намерения меня уличать, и в качестве доказательства Вашей искренности прибавляете, зачем-то, в кавычках: «да избавь меня Боже», а затем уже без кавычек: кто я такая.
Замечу: совсем не понятна роль кавычек. Если бы они означали прямую речь, то и последующие слова надо бы тоже поместить в кавычки, но Вы так не делаете. Остаётся думать, что Вы эту фразу с Именем Божиим употребляете не как свою, но как присловие, то есть вновь в суе? Нужно Вам учиться следить за речью.
Вы спрашиваете меня: «Неужели Вы всегда правы?»
Замечу: Отцы правы!!! И если я повторяю то, что они сказали, то я верю им и не сомневаюсь. Если кто-то приведёт доказательства моих ошибок, ссылаясь при этом на отцов, то буду искренне благодарен.
Вы учите меня, что любовь не ищет своего.
Благодарю Вас. Очень боюсь своего, потому что оно от лукавого и есть прелесть. Средством защиты от прелести отцы назвали нищету духа, то есть: не доверять себе, но всё сравнивать с их творениями. Так стараюсь жить и Вам искренне желаю того же, но для этого нужно действительно кропотливо изучать труды отцов и не только изучать, но и жить так, как они учили.
Вы говорите, что знаете об отсутствии у меня времени.
Подтверждаю, что времени осталось очень мало, но если Вы ещё будете писать свои мнения, то мне придётся на них отвечать, чтобы читатели не соблазнялись.
Пока я собирался с ответом, Вы успели добавить очередные свои замечания в мой адрес. Похоже, они никогда не кончатся. Вы очень производительны. Так Вам некогда будет перечитать труды святителя Игнатия и изучить толкование на Евангелие. Или это Вам не важно???
Вы вновь удивляетесь моей реакции, хотя в первом ответе я Вам всё пояснил. Наверное, не читали? или не верите мне? тогда уже никогда не поверите и моим лекциям! Что ж, есть много других авторов: слушайте их. Или Вас кто-то назначил обличать меня и не слушать мои ответы, но только высказывать и высказывать свои сомнения безостановочно? Ещё раз повторю: поверьте святителю Николаю, ударившему по щеке безумного Ария.
Мою реакцию на искажение Истины Вы относите к моей страстности? Ошибаетесь! Вынужден опять повторять: это ревность по Богу. Не нужно судить о других из своего состояния страстности, потому что такой суд не праведен. Мало того, Господь запретил судить, потому что судящий неправедно, сам попадает под осуждение. Вы судите меня, но посмотрите на себя: о Ваших немощах я с сожалением сказал выше. Разберитесь прежде в себе.
Вы ещё так невнимательны, что в заключение приводите совершенно странные слова: «…а мне больно за смирение и терпимость друг к другу, которую мы демонстрируем». Раве Вам приятнее ненависть??? Или Вы допустили очередную описку?
А неверующие, о которых Вы так радеете, на таких сайтах не бывают и лекций «О пути ко спасению» не слушают, поэтому Ваша забота о них — в пустоту.
Сергей Михайлович.