Сергей Михайлович. Как-то, по рекомендации одного известного священника, я начал читать книгу «На горах кавказа». В ней рассказывается о молитве Иисусовой. Недавно узнал, что синодом она признана крайне вредной и может привести к прелести, как пропагандирующая имяславие. Потом узнал, что за имяславие с Афона изгонялись Русские монахи. Очень хочется знать Ваше мнение по поводу имяславия.
Ответ:
Тема очень сложная и для меня непосильная. Говорить о ней может тот, кто достиг чистоты сердца и находится на высокой ступени внутреннего делания.
И даже ему будет необходим живой собеседник — имяславец, чтобы сравнивать реальные практики. Теоретикам здесь никогда не найти истины.
Повторю то, что говорил в лекциях о внутреннем делании. Наиболее легко и просто объясняются три первые этапа и, самое главное, подготовка к ним в книге «Путь умного делания» владыки Антония Голынского-Михайловского. Но сам первый этап я предлагаю слушателям начать так, как учил святитель Феофан Затворник, не гоняясь за количеством, а говоря короткие молитвы с земными поклонами, перейдя через некоторое время на одну молитву с поклонами. Когда по ходу дня она сама собою будет вспоминаться в уме, тогда можно пробовать приступать ко второму этапу.
Первые три этапа не связаны с вхождением ума в сердце. Все практики (техники) вхождения в сердце (это уже четвёртый этап) одинаково запретили и святитель Феофан, и святитель Игнатий, как могущие привести к трагической ошибке при отсутствии опытного наставника. Нам мирянам добраться бы до третьего! На третьем этапе (над сердцем) происходит активное очищение сердца от страстей — этап длинный и мучительный, при котором ещё нет и не может быть никаких благодатных состояний. Обо всём этом в лекциях сказано.
Сергей Михайлович.