Здравствуйте Сергей Михайлович. В книге третьей «Илиотропион», в разделе 3 (Путь к блаженству) главы VI объясните, пожалуйста, абзац начинающийся со слов «Может быть и такой случай в жизни человека (что достойно наипаче людям печального и малодушного сердца)…» Если можно с простым примером. Заранее большое спасибо.
Ответ:
Здравствуйте, Александр.
Люди такого типа характера, когда натолкнутся на непреодолимые препятствия (не внешние, но свои внутренние), впадают в самоедство и даже в отчаяние, что является большим злом, чем та немощь, которую они не могут преодолеть (например, не могут исполнить какую-то свою христианскую обязанность).
В таком случае, чтобы избежать отчаяния, лучше признать свою немощь, как попущение Божие, и не заедать себя, согласившись с таким Божиим попущением, как с волей Божией. В таком настроении нужно ожидать некоторого укрепления или поддержки со стороны ближних, чтобы наконец, взяться за дело, или заменить дело на более простое, но не греховное.
Например, человек никак не может заставить себя прочитать правило. Тогда лучше признать это попущением Божиим и начать читать отеческое творение (только нельзя при этом слушать музыку и лезть в интернет).
Само по себе понятно, что такой способ рассуждения нельзя применять к грехам, потому что воли Божией на грех не бывает. Например, если человек впадает периодически в смертный грех, то он не может сказать, что так было угодно Богу, и этим себя успокаивать. Богу не могут быть угодны наши грехи, но Бог не нарушает нашу свободу, и мы сами выбираем то, что хотим. При впадении в грехи нужно искреннее раскаяние с надеждой на Богу. Правило такое: если упал, то не валяйся в грязи как свинья, но вставай, отмывайся и старайся идти дальше, приучаясь к большей внимательности к себе, потому что причина грехов внутри нас — в нашем сердце. Если мы кормим свои страсти разными привязанностями, кажущимися нам малозначительными, то страсти будут приносить свои ядовитые плоды — вплоть до смертных грехов.
Сергей Михайлович.