Уважаемый Сергей Михайлович! Работала с «Дневником кающегося» и нашла в нем грех, когда сам, будучи в грехах, пытаешься вымаливать у Господа других грешников. Теперь в домашней молитве я молюсь о здравии своих детей, мужа, мамы, родителей мужа, об усопших список побольше: еще дядя, тетя и 1-2 человека из знакомых. А на Проскомидию можно ли подавать заказные требы о здравии или о упокоении людей, которые не воцерковлены: братьев, сестер, знакомых или только о тех, кого я перечислила выше? После прочтения «Дневника кающегося», если хочу помолиться о ком-то, заказываю молебны Святым. Правильно ли я делаю? С уважением, Светлана.
Ответ:
Советую прочитать книгу «О Святом Причащении» издательства «Сибирская Благозвонница», в которой собраны высказывания святых отцов на эту тему. В ней говорится в том числе и о том, кого нельзя включать в списки на проскомидию. Если человек сам добровольно не причащается, тем более находится в грехах, то это будет и ему, и подающему за него — в осуждение. Если такой крещён, то можно заказать молебен иконе Пресвятой Богородицы «Прибавление ума».
Если перед смертью человек не показал явных признаков веры, но был крещён, то остаётся только панихида. Перед кончиной человеку нужна Исповедь и Причастие, — за принявших эти великие Таинства можно подавать на проскомидию.
В Вашей крайне сложной жизненной ситуации стоит сократить списки поминаемых в домашней молитве. Мужа и его родственников надо предать Промыслу Божию, говоря: «В руце Твои святые, Господи, предаю их всех. Сам сотвори с ними, как Ты знаешь. Не наказывай их за меня, прости их, они не ведают, что творят». О маме и детях просите, чтобы Господь привёл их к вере и покаянию.
Сергей Михайлович.