Сергей Михайлович, очень хотелось бы узнать, подскажите, пожалуйста. Если в моей семье в церковь хожу я, муж не желает ни исповедоваться, ни в церковь ходить, повлиять на него я не могу, в связи с этим возникают проблемы (во время постов невозможность воздержаться от супружеского общения) если я пытаюсь настоять на своей правоте муж начинает возмущаться и может дойти до хулы на Бога. Я понимаю что это грех (невоздержание во время поста), но грех хулы считаю гораздо тяжелее, Подскажите как поступать в подобных ситуациях, исповедовать ли совершенный грех на исповеди (ведь он еще повторится).
Ответ:
Здравствуйте, Екатерина.
В послании Коринфянам апостол говорит: «Жена не властна над своим телом, но муж» (1Кор. 7: 4), и глава семьи — муж, а жена — помощница ему в делах его(Быт. 2: 18). Таким образом жена должна служить мужу в семье не только стиркой, готовкой, уборкой и прочими домашними делами, но даже и телом своим. Если муж верующий, то и тяготы домашние он честно разделяет с женой, если оба работают на основной работе и зарабатывают деньги для семьи, и в телесных отношениях сам первый соблюдает режим. Если муж неверующий, то остаётся просить и договариваться, выбирая из всех зол меньшее, если уж никак невозможно договориться на добро.
Жена может просить мужа о помощи в домашних делах в надежде, что хотя бы какие-то из них он потянет, чтобы хоть чуточку разгрузить её. Также жена может просить мужа о снисхождении и в исполнении супружеского долга. Может быть, муж окажется так милостив, что разрешит жене хотя бы за сутки до причастия и в день причастия сохранять чистоту? Может быть также, он будет добр и позволит не служить телесно и в «красные» дни церковного календаря или уж хотя бы в Великие праздники? Самые-самые заботливые мужья не прикасаются к своим жёнам в среды и пятницы, но такое с неверующими бывает крайне редко и вряд ли удастся договориться на это условие. Не приходилось ещё встречать такого случая, чтобы неверующий муж пошёл на уступку жене во все четыре длинных поста! Выдержать такое без веры возможно только в каких-то крайних критических ситуациях. Постоянным отказом мужу можно довести его до измены, тогда часть вины за грех ляжет на жену. Церковь учит не возлагать непосильных нош (Лк. 11: 46).
Из всего сказанного понятно, что уступка неверующему мужу в пост грехом для жены не является, и каяться в этом факте не следует точно так же, как жить с неверующим мужем — это не грех, хотя и брак остаётся не венчанным, потому что венчание, как и любое другое Таинство, может быть совершено только над верующими людьми. Неверующему человеку Таинство обернётся в осуждение!
При исполнении супружеского долга жена-христианка может оказаться увлечённой страстным чувством и полностью предаться его действию. Вхождение в такое состояние может расцениваться уже как уклонение в грех подобно тому, как можно выпить вина, не услаждаясь его вкусом и не доходя до опьянения, а можно напиться «допьяну». Понятно, что чувство похоти намного сильнее, чем многие другие земные «приятности», но всё-таки, нужно стараться контролировать себя, не забывая о посте и о необходимом отступлении от него.
Сергей Михайлович.