Здравствуйте, Сергей Михайлович! С удовольствие слушаю все ваши диски из цикла «Школа покаяния». Но стала замечать, что появляется уныние от того, что я не могу справиться со своими страстями, что у меня столько грехов (многие я даже не вижу), что спастись у меня нет никакой надежды. Чем больше читаю литературы, и слушаю ваши диски, отчаяние усиливается от осознания своей греховности и понимания, что я не исправляюсь. Гордость меня губит, от нее все мои беды. А ведь отчаяние — это смертный грех. Что я делаю не так. Откуда это чувство уныния?
Ответ:
Здравствуйте, Ольга.
Прежде всего необходимо разделить страсти печали и уныния. В Вашем случае возникает именно печаль, как огорчение от того, что жизнь не исправляется и это приведёт к аду. Если остаться в этой неправильной печали и не устранить её законными средствами, то она может довести до крайних форм, в том числе и перейти в другую страсть — уныние, которая характерна тем, что человек оставляет веру и возвращается на прежнюю греховную жизнь. Вот так ловко действует враг рода человеческого, препятствуя нашему спасению.
Вспомним слова апостола: «… печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Из этих слов видно, что Вас одолевает печаль неправильная, недуховная, а мирская, которая и ведёт к вечной смерти. Но есть и другая печаль, от которой рождается правильное покаяние, приводящее ко спасению. Вы должны знать чётко разницу между первой и второй и никогда не переступать границу. Правильная печаль о своей прошлой и настоящей жизни, которая состоит из множества грехов, всегда сопряжена с надеждой на милосердие Божие. Надежда рождается от правильной веры. Если надежды нет, то проверьте свои теоретические знания веры! Или Вы не верите, что ради лично Вашего спасения Сын Божий отдал Себя в Жертву? Или Вы не верите, что Жертва эта всесильна? Господь неслучайно спрашивает: «Где вера ваша?»(Лк. 8: 25). Если верите так, то просто не имеете терпения в борьбе со своими страстями, а хотите, чтобы они быстренько угасли и больше не тревожили Вас. Саможаление (проявление гордости) хочет всё сразу и сейчас. Но неужели мы будем так высокомерны пред Богом, что позволим себе учить Его тому, как нас спасать? Неужели Он не знает, что все дары, которые достаются нам легко, мы с лёгкостью же и теряем? Недаром же сказано у отцов: «Дай кровь и приими дух». Но мы не только крови ещё не проливали ради собственного спасения, но даже ещё и не попотели, а уже хотим результата. Если мы грешили 30 лет, то почему, хотя бы, десятину (3 года) от этого срока нам не потрудиться бы в ожидании первых результатов?
Если мы всю свою сознательную жизнь развивали свои страсти, принося жертвы сатане, то каким образом сейчас грехи вдруг быстро прекратятся? Страсти сильны и не могут не приносить плодов! Но надо их замечать, каяться и уметь сносить это своё состояние греховности, не одобряя грехов, но и не отчаиваясь при их повторении. Ведь мы же должны прощать, а не засуживать окружающих людей? Точно так же надо уметь быть милостивыми к себе самим, чтобы не засуживать себя, нельзя требовать от себя немедленной святости. То есть необходимо самоосуждение, но никак не самоедство. однако, и греховное самооправдание тоже не допустимо. Подробно о христианском самоукорении можно прочитать в книге «Самоукорение и терпение» издательства «Сибирская Благозвонница», в которой приведены современные положительные примеры этого делания.
Нередко встречается ошибка, когда люди очень устали от некоторых своих грехов, но ничего против них не могут сделать, потому что другие грехи по этой же страсти безбоязненно повторяют и любят. Невозможно иссушить сорняк, поливая его каждый день. Что роптать на колючую крапиву, больно жалящую нас, если мы зачем-то сами её растим? Проверьте себя тщательно по «Дневнику кающегося» и, может быть, обнаружите: какие из грехов надо прекратить делать, чтобы они не подпитывали ту страсть, от которой рождаются ненавистные Вам прочие грехи.
От видения своих грехов должно рождаться сокрушение сердца, которое в сочетании с надеждой на милосердие Божие будет той самой движущей силой, ведущей к исправлению жизни. Враг не пускает Вас на первую ступень лестницы Евангельских блаженств, возводящей на Небо: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Святитель Игнатий говорит, что борьба со страстями — необыкновенно полезна; она более всего приводит к нищете духа. От осознания своего бессилия очень удобно рождается искренний вопль к Богу о помощи — это и есть начало правильной молитвы. Так вопите, и будете услышаны!
Сергей Михайлович.