Добрый вечер, Сергей Михайлович! Слушаю диски школы покаяния дошла до гибельности своеволия. Уже не первый раз поймала себя на мысли, что к чему бы ты не стремился, у тебя все равно ничего не выйдет, и что сатана все равно утащит тебя в ад, что все бесполезно, как бы ты ни старался. Вот такое подкрадывается уныние.
Ответ:
Помыслы о бесполезности борьбы — это не новость. Учителя Церкви говорят об этом. Потому-то и смущает ими бес, что волнуется и не хочет потерять свою добычу.
От нас ведь зависит: верить этим помыслам или нет; исполнять их или отвергать. Если вообще не говорить о грехах и страстях, то как с ними бороться? Если не учиться правильной практике покаяния, то как изменить жизнь? Если вообще не изучать аскетику, то как устранить из души подобие сатане? Ведь кому мы подобны в жизни, с тем окажемся и в вечности. Неужели нам так приятен самообман и обман бесовский, что у нас всё нормально? Вот на днях новый случай с человеком невоцерковлённым: в августе проходил обследование — было всё нормально, а в декабре установили рак 4 степени — лечить будут, но понятно, что опоздали. Стали бы Вы благодарить того врача, который обследовал в августе??? При его внимательности тогда, трагедии можно было ещё избежать. Или скажем, что хорошо было не знать: жил себе человек спокойно и ни о чём не переживал. Зачем знать правду? Да затем, чтобы спасти жизнь! Если с временным телом так всё серьёзно, то неужели о душе вечной не побеспокоимся? Скорее всего, знать правду о себе (о грехах) нам мешают наши страсти и в первую очередь — самолюбие, которое и «давит» на печаль. Вспомним о вечности, о Суде, о смерти, об аде и скорее возьмёмся за дело своего спасения, тогда печаль не успеет перейти в уныние. Если уж совсем невмоготу от узнанной правды, то скорее слушайте следующие лекции: Покаяние, как упование на Бога; Покаяние, как доверие Божию промыслу; Как Божий промысел печётся о наших нуждах; и уникальную повесть о патриархе Иосифе (5 лекций). Сообщите свои впечатления от этих лекций.
Сергей Михайлович.