Уважаемый Сергей Михайлович, из содержания Ваших лекций (по крайней мере, из первых трёх, которые я прослушала) мне стало ясно, что, имея непобеждённыё страсти души, нельзя подходить к Чаше со Святыми Дарами. С другой стороны, не причащаясь более трёх недель, мы сами себя отлучаем от Церкви, т.к. Дух Святой отходит от нас, и это — справедливо. Вопрос же — вот в чём. Наши страсти живут и развиваются в нас целые годы и десятилетия и победить их не так-то просто — на это тоже могут уйти годы. Тогда как же быть? И причащаться нельзя, и не причащаясь, мы становимся мертвецами.
Кстати, за шесть лет моего воцерковления и, более-менее регулярного причащения, Господь причастил меня только один раз. Откуда я это знаю? А в этот день я почувствовала, что Он во мне, а я в Нём — я любила весь мир и каждую тварь и былинку, душа моя пела и радовалась и обнимала всё мироздание. То есть, во мне поселилась Любовь. Это чувство не спутаешь ни с каким другим! При этом страсти продолжали жить во мне, хотя я, конечно, постоянно исповедую их проявления (грехи) перед Господом, в присутствии священника. Как Вы прокомментируете это? Благодарю Вас, Татьяна.
Ответ:
Если я где-то сказал, что с непобеждёнными страстями нельзя причащаться, то я ошибся и искренне сожалею об этом. Надеюсь, что смысл слов был другим. Нельзя причащаться, если человек: 1) не имеет основных понятий веры или не верующий; 2) имеет ереси; 3) имеет нераскаянные смертные грехи; 4) находится на епитимии; 5) имеет страсти, с которыми не ведёт борьбу или борется только с некоторыми их проявлениями, а прочие любит и бороться с ними не хочет. То есть, если человек ещё не до конца победил страсти, но ведёт с ними качественную борьбу и смертных грехов не допускает, то такой уже является настоящим христианином и причащаться должен. Кстати, даже святые люди жаловались, что грехи в простительных формах досаждали и им, однако, они каялись в них более, чем мы способны каяться в грехах смертных. Если у человека нет первых четырёх препятствий и в пятом пункте тоже всё, как надо, то слава Богу. Причастие в этом случае даст силы для дальнейшей борьбы.
В отношении Вашего необычного состояния после причастия — несколько смущён, потому что никогда не испытывал подобного, как человек грубый и грешный. Наиболее вероятные плоды следующие: нищета духа, сокрушение сердца, самоукорение, отвращение от грехов и тяга к духовному — чтение, молитва, уединение. Простите, если огорчил Вас.
Сергей Михайлович.