Здравствуйте, Сергей Михайлович. Спасибо Вам большое за Вашу работу. У меня вопрос такой. Верю в Бога я давно, крещена в детстве, а воцерковилась так активно года 2 назад. Начала захлебываться духовной литературой, молиться, ходить в храм. Мне стал не интересен телевизор, пьянки, гулянки. Но самое главное, я на мужа и близких начала смотреть другими глазами, раньше я не замечала в них столько плохого. И мне срочно захотелось всех переделать, давать лекции, книги, наставления, придираться, раздражаться. Мне стало самой от себя тошно. По вашему дневнику каялась месяц назад. Как научиться не раздражаться и смириться с видением в окружающих явных проявлений страстей (пьянка, мат, и т.д.) Муж говорит, что я в прелести и результат моего воцерковления плохой. Он тоже старается, но очень медленно, на мой взгляд. Это у меня явное проявление гордыни или какого греха? Я запуталась. Что-то неправильно делаю. Спасибо.
Ответ:
Здравствуйте, Анна.
Вы употребили выражение: «…начала смотреть другими глазами…» Действительно, способность ума оценивать окружающее с нравственной точки зрения, удобно сравнить с физической функцией глаз видеть всё вокруг. Только тогда мы видим ясно внешние предметы, когда на них внимательно смотрим. Но если мы тщательно рассматриваем пятна на своей одежде, чтобы не выйти в люди в непристойном виде, то всё окружающее видим уже очень ограниченно по объёму и не так ясно по качеству (резкости), — таково свойство человеческого глаза, подобного объективу кинокамеры. Точно так же работает и ум человека: ясно и чётко мы фиксируем только то, на что направлено наше внимание, то есть, где внимание, — там и ум человека. Из последнего утверждения легко сделать вывод для решения Вашей проблемы: для того, чтобы не соблазняться грехами окружающих людей, необходимо тщательно рассматривать грязь на одежде своей души, тогда чужая грязь перестанет волновать нас. При этом мы должны хорошо понимать значение грязи на своей душе: эта грязь не даст мне войти в жизнь вечную, но увлечёт меня в геенну; эта грязь есть оскорбление Христу, Который есть Судия Праведный; эта грязь есть подобие сатане, а кому я подобен при жизни, с тем и окажусь в вечности. То есть, пятна на душе должны волновать нас значительно больше, чем пятна на одежде, потому что по вторым — нас судят люди, а по первым — будет судить Бог! Именно по этой причине отцы заповедуют нам никогда не забывать старых грехов, но до самой кончины сокрушаться в них, чтобы выработать бесценный навык самоукорения, от которого рождается терпение, нищета духа и сокрушение сердца. Прочитайте книгу «Самоукорение и терпение».
Как только человек приучится постоянно укорять себя в грехах и беззакониях, так сразу поймёт бедственность своего положения и начнёт ужасаться от грозящей ему муки. Такому непременно потребуется помилование, и он начнёт непрестанно взывать к Богу о милости, но чтобы её получить — придётся перестать грешить, в том числе, и прекратить судить окружающих, потому что это запрещено Богом: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучёк в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучёк из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего» (Мф. 7: 1-5). Наши собственные грехи должны видеться нам, как брёвна, а грехи окружающих — всего лишь как сучки, подобно тому, как грязь на собственной одежде кажется нам более срамной и мы не можем выйти на улицу в таком виде, а другому человеку, имеющему такое же пятно, можем сказать: «Да ничего, пойдёт!»
И если мы не прощаем нашим ближним их недостатков и немощей, то и все наши грехи, а мы должны точно знать, сколько их и каковы они, не могут быть прощены нам, следовательно, неминуемо утянут нас в ад: » А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 15). Представьте, что все грехи, которые Вы отметили в «Дневнике кающегося», снова «свалятся» на Вас! Не утянут ли они на дно ада?
После того, как мы научимся укорять себя в своих беззакониях и уже более будем следить за собой, чем за ближними, очень важно будет научиться правильно реагировать на те грехи окружающих, которые, всё-таки, окажутся замеченными. Нужно отделять грех от человека! Как это делать? Очень просто! Греховный поступок нужно оценивать как нарушение заповеди Божией, а самого человека пожалеть, что он не знает Веры, не боится Бога и зачем-то бегом торопится в ад. Если я сам не хочу в ад, то и другому не пожелал бы такого бедствия. Учить и исправлять при этом никак не следует, потому что нас об этом никто не спрашивает, а навязывать — это превозношение, исходящее от гордости. На практике же, отделить грех от человека, то есть осудить сам поступок, а человека пожалеть духовной жалостью, бывает очень трудно, потому что здесь требуется милостивость к ближнему, которою мы, к сожалению, не обладаем — поэтому и судим всех и вся. Как же научиться миловать ближних?
Вспомним лестницу Евангельских блаженств. На каком месте по порядку стоит милостивость? «Блаженны милостивые…(Мф. 5: 7) — это пятая ступень христианского совершенства, на которую можно взойти, пройдя первые четыре: стать нищими духом, восплакать о грехах, стать кроткими и регулярно причащаться (алкать и жаждать Христа). Только при таких условиях родится милостивость, как дар благодати, получаемый в Причастии, потому что милостивость — это свойство Христа. Но чтобы причащаться во спасение, необходимо вступить на первую ступень — стать нищими духом. Если человек увидит множество своих беззаконий, совершённых в прежней жизни, если осудит их искренне и попытается бороться с грехами, то увидит своё бессилие и неспособность победить их, потому что они будут, к сожалению, повторяться, и рабство греху обнаружится вполне ясно, что и должно вызвать плачь с воплями к Богу о помиловании. В этой тяжкой борьбе придётся много пролить слёз, пока не умолкнут страсти и характерным критерием ослабления всех страстей является появление кротости, как противоположности гневу, который рождается от гордости (самолюбия). В Вашем случае все перемены (отказ от телевизора, компаний, болтовни, гулянок и пр.) — это ослабление первых грубых страстей, сила которых переходит в самое опасное место души — в гордость, подобно тому, как происходит в сообщающихся сосудах из школьного курса физики. В целом, зараза ещё не ушла, но она сконцентрировалась в самом опасном месте. В этом заключается горькая трагедия современных христиан, не знающих законов аскетики. При этом в душе может усилиться развитие прелести, заложенной во всех людей, начиная от момента первородного греха и передающейся по наследству всем без исключения. Самомнение и прелесть принуждают нас судить окружающих, ослепляя ум, делая его не способным видеть собственные грехи. Выход из этой ловушки только один: обретать нищету духа, осваивать самоукорение с памятью о смерти и о Суде Божием. Все повторяющиеся нынче грехи (надо проверять себя по «Дневнику») нужно признавать грехами и бороться с ними, никогда не забывая и прошлых.
В Вашем случае нужно перестать учить окружающих: как домашних, так и внешних, иначе будете подпитывать самомнение (гордость), которая всегда будет судить других, потому что никогда не сможет миловать их — вот та ловушка, из которой надо выбираться, чтобы при внешнем благополучии не сохранить в сердце таящегося врага спасения. Вот так ловко нас немощных ловит диавол подобно тому, как слепые котята часто становятся добычей злых собак. И так, нужна нищета духа, как начало смирения. Без первой ступени — никуда не взобраться. Будет только имитация спасения, в действительности же, мы будем продолжать катиться вниз.
Сергей Михайлович.