Почему по временам находит чувство одиночества и возникает зависть семейным парам, стоящим в храме? Признак ли это того, что нужно обязятельно искать себе вторую половину, хотя возраст мой близок к 50 годам и дети уже взрослые? Благодаря вере, может ли пройти это чувство? Как правильно с ним бороться?
Ответ:
До тех пор, пока живы страсти в сердце человека, печаль, как одна из страстей, тоже будет проявляться, потому что печаль рождается от неудовлетворённости любой из прочих страстей. В Вашем случае, ощущение одиночества — это, как раз, действие печали. Механизм работы страстей следующий: Если что-то в жизни случается не так, как мне хочется, то это ущемляет моё самолюбие, которое сбрасывает свою силу или в гнев, или в печаль (в зависимости от характера человека). Отсюда легко понять, что устранить печаль можно тем, что научиться отрекаться от своей воли и охотно принимать волю Божию, помня, что своя воля гибельна, потому что исходит от страстей, через которые злой дух легко может управлять нами, поэтому своя воля, фактически, не своя, а бесовская. А воля Божия бывает двух видов: благая воля Божия выражена в заповедях Христовых, которые надо исполнять, и попущения Божии, как совокупность всех жизненных обстоятельств, в которых нам приходится жить, хотя они бывают очень неприятны и горьки, но целебны, как лекарство от наших страстей — смертельных болезней души.
Почему же верующие люди ощущают одиночество? И это объективно и неизбежно на первых этапах покаяния! Не так ли говорит Христос? Вспомним: «В мире будете иметь скорбь…» (Ин. 16: 33), «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня, сбережёт её» (Мф. 10: 34-39). Из этих слов видно, что разделение с неверующими неизбежно, чтобы прекратить грешить вместе с ними. Но поскольку страсти ещё живы, то неминуемо родится печаль и сатана разжигает её в сердце, стремясь сделать невыносимой, чтобы через это вернуть человека назад. Так проверяется наша вера: устоим ли? или бросим всё и вернёмся на прежнюю блевотину, по слову апостола Петра: «Но с ними случается по верной пословице: «пёс возвращается на свою блевотину», и: «вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2Пет. 2: 22).
Чувство одиночества нападает на верующих даже в полных семьях, если остальные члены семьи не хотят приходить к вере, да ещё и препятствуют. Круг старых знакомых сначала сужается, а потом и вообще разрушается, но круг новых знакомых, единодушных в вере, образуется далеко не сразу, а иногда появляется и во вред. Почему же во вред? Ведь, кажется, так хорошо быть вместе с верующими! Вспомним традицию монастырскую: не заводить знакомств внутри (тем более, во вне) монастыря, не позволять вступать в близкое общение, не вести праздных разговоров, не собирать слухи, не передавать сплетни, помня, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 11: 36-37). Всё это же самое необходимо знать не только монахам, но и мирянам, потому что общение с ближними происходит на основе того состояния души, в котором мы находимся, и в процессе разговоров из тайников сердца вылезают все наши «сокровища» — грехи, которыми мы и отравляем друг друга: «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф. 15: 19-20). Учитывая то, что страсти в сердцах наших ещё очень сильны, станет понятно, почему преждевременное близкое знакомство может нанести вред обоим: говорящие легко могут заразить друг друга своими страстями; ещё более опасно, если «друзья» имеют одинаковые страсти, тогда действие их резко усилится (удвоится). Но как победить болезнь, если мы её сами развиваем?
Не зная подробностей жизни семей, стоящих в храме, можно и позавидовать, глядя на внешнее, кажущееся благополучие. Но правда далеко отстоит от наших фантазий! Кстати, фантазии эти и само чувство зависти, хотя мы и называем его белым, являются грехом, потому что исходит от нашего воображения, находящегося в плену бесовском. А зависть любого цвета — очень опасна, потому что от неё легко родится или печаль, или ненависть к людям (желание себе лучшего в жизни — это результат самомнения, то есть гордости). Мы должны нести свой крест и не искать чужого, потому что он назначен нам Богом как единственный, способный привести ко спасению. Нужно чаще напоминать себе слова разбойника, распятого справа от Христа: «достойное по делам моим принимаю» (Лк. 23: 41). И поговорка очень полезна: что посеял, то и пожинаю. Правда такова, что только в очень редких современных семьях, приходящих в храм, бывает согласие и мир, потому что приходим мы в храм калеками, имея большой горький опыт греховной жизни. Муж и жена нередко похожи на два камня с острыми углами, которые больно ранят друг друга, стремясь отбить неровности ближнего. В этом «сражении» с помощью общей веры иногда удаётся «скруглиться», но скольких трудов это стоит!
При правильной борьбе со страстями, они будут постепенно ослабевать, и на смену тоске (печали) будут по временам приходить первые признаки духовного утешения и мира. Отцы сказали, что тот, кто не вкусит нового, никак не может забыть старого. И вот, только тогда печаль пройдёт, когда резко ослабнут страсти и покаяние не станет таким горьким, как в начале пути. Тогда человек уже никогда не будет считать себя одиноким, потому что всегда будет знать о присутствии Божием. Наиболее же благоприятный способ прийти в такое новое состояние — это не искать себе новых знакомств, но терпеливо жить в той обстановке, которую благословил Бог, хотя она и явилась следствием допущенных ошибок. По слову апостола: «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском» (1Кор. 7: 34).
Об отречении от своей воли в лекциях сказано достаточно много.