Здравствуйте, Сергей Михайлович! Вопрос о крещении младенцев. Не получается ли так, что младенец до определенного сознательного возраста не может сам вести борьбу со страстями и не имеет веры, а только уже взрослея, может ее понять и принять умом и сердцем, а мы его крестим в несознательном состоянии — ведь одного таинства Крещения для человека недостаточно, нужно еще свою волю понуждать к борьбе. Ведь Сам Христос сказал: Кто Веру имеет и крестится — тот спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет. Получается, что вот этого второго условия спасения (веры) у младенцев пока нет. Так может и крестить надо их в сознательном возрасте? Ведь практика крещения детей сложилась к 9 веку, а в первые века детей не крестили. Целый ряд отцов Церкви, которые росли в Христианских семьях, крестились уже во взрослом состоянии, такие как: святители Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Василий Великий (в 30 лет крестился), Григорий Богослов.
Ответ:
Если Вас не затруднит, то прочтите опровержение ложного современного мнения, которое утверждает, что младенцы, умершие не крещёными, в том числе и вследствие абортов, обязательно входят в рай (книга «Гордость» изд. «Сибирская Благозвонница»; М., 2011, стр. 369-373). Поскольку, только в Таинстве Крещения смывается печать вечной смерти, являющаяся следствием первородного греха, то вопрос крещения детей в бессознательном возрасте решён Церковью положительно. Вера младенцев, которой быть ещё не может, заменяется верой крёстных, которые должны быть действительно, а не формально верующими людьми. Ответив при совершении Таинства за младенца на вопросы священника, крёстные обязаны научить ребёнка вере при достижении им сознательного возраста. Неисполнение этого долга будет грехом обмана Бога, подобно тому, как обманывают Господа те, кто, крестясь во взрослом возрасте, бессмысленно отвечают на вопросы при крещении, продолжая в последующем жить безбожной жизнью. С такими случается по слову Божию: «Когда нечистый дух выйдет из человека (при крещении — прим. автора), то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12: 43-45). Эти слова относятся не только к взрослым, крестящимся без веры, но подобное случится и с ребёнком при достижении им зрелого возраста, если не учить его с младенчества вере и покаянию.
Вопрос крещения младенцев, думаю, был решён задолго до 9 века (исследователи в этом вопросе не объективны, как будто хотят навязать что-то своё). В правилах Карфагенского Поместного Собора, который, если не ошибаюсь, состоялся в начале 5 века, вполне чётко определён этот вопрос. Правило 124 подвергает анафеме того, кто отвергает нужду крещения малолетних детей, которые собственных грехов ещё не совершали по причине неразвитости ума и, следовательно, исповедать свою веру никак не могут. Не буду приводить всё правило целиком, потому что в книге «Гордость» оно тоже имеется на стр. 371-372. Читайте.
Кратко остановлюсь на Вашей фразе: «ведь одного таинства Крещения для человека недостаточно». В действительности, если бы человек употребил свою волю правильно до Таинства, то есть прошёл правильную теоретическую и практическую подготовку, то достаточно было бы одного таинства Крещения для обретения чистоты и святости — такова сила Крещения. Именно так было у первых христиан! Вы и сами это подтверждаете примерами святых, принявших святое Крещение после основательной и длительной подготовки. Однако, следовать их примеру в наши времена, надолго откладывая Крещение, — опасно. Слишком шаток мир и неизвестно, сколько он ещё простоит. Тем более, тянуть с крещением детей — опасно, потому что здоровыми теперь почти не рождаются и вся окружающая атмосфера слишком агрессивна во всех отношениях.
Если не ошибаюсь, то не все великие святители были из полностью христианских семей. У кого-то отец был языческим жрецом и эта причина могла повлиять на возраст крещения сына. Вообще, личности великих святых — уникальны, а нам, как учит святитель Игнатий, надо следовать общему порядку, чтобы не впасть в превозношение и не оказаться в непоправимой беде.
Сергей Михайлович.