Доброе время суток, уважаемый Сергей Михалович. Еще раз благодарю Вас за замечательные беседы о пути ко спасению «Школа Покаяния» на сайте Азбука веры. Мой вопрос может показаться немного праздным, в контексте покаяния, но думаю им интересуются многие верующие люди… Особенно те, которые стремятся к молитвенному общению с Господом… А вопрос возник в связи с дискуссией в Интернете… Одна сторона стала упрекать другую, что та порой допускает цитирование Слова Божьего в легком ироническом контексте… На что другая, привела примеры иронии и даже сарказма в самом Слове Божьем… например Откр. 3: 17, 18…и даже при этом употребила понятие «ироническая улыбка Бога». Присоединившиеся участники форума тоже стали говорить о том, что раз человек есть образ и подобие Творца, то следовательно и Ему-Богу, условно говоря, «ничто человеческое не чуждо» А как на самом деле, святые Отцы соотносят трансцендентность Бога и его чувства, подобные нашим и можно ли вообще о них говорить без соблазна строгих богословов?
или например может ли Господь тебе улыбнуться во время молитвенного общения? Спаси Бог.
Ответ:
Если покаяние рассматривать как изменение состояния ума и сердца человека в соответствии с евангельскими заповедями, то нам нужен эталон, на который необходимо равняться. Образцом для нас должен быть Господь наш Иисус Христос. Проявления Его человеческой природы, описанные в Евангелии и объяснённые отцами, — вот на что мы должны опираться, как на пример, и к чему стремиться. Если мы допустим произвольное понимание человеческих качеств Христа, то не только похулим Его, но и сами в себе сохраним недопустимые изъяны, с которыми будет невозможно войти в рай.
По учению Церкви человеческое естество Сына Божия — обожено, поэтому все его (естества) проявления — святы. Прочитать об этих святых проявлениях можно у святителя Игнатия (том 4, Учение Православной Церкви о Божией Матери). Поскольку в Господе Иисусе Христе нет ни страсти, ни греха, то ничего греховного приписать Ему нельзя. Те страдания естества (отцы называют их страстями непорочными), которые описаны в Евангелии, были допущены Господом добровольно, как доказательство истинности воплощения — это: голод, жажда, пот, слеза, усталость, боль, смерть телесная, — они не греховны. Поэтому, выражение «ничто человеческое не чуждо» — не может быть применено к Богу. Все действия Его святы, чего никак нельзя сказать о нас.
Качественное, ещё не повреждённое, подобие Творцу было у первозданного Адама, хотя и это его подобие ещё не было совершенством, поэтому человеческая природа Сына несравнимо выше чистой природы первого Адама. Что говорить о нас, имеющих в себе страсти, которые есть подобие сатане?
Когда мы пытаемся придать ту или иную эмоциональную окраску словам Господа, то исходим при этом из состояния своего сердца, заражённого страстями. Вот, приведённый Вами пример: Откр. 3: 17-18. Разные люди могут прочитать (воспринять) его по разному. Например, человек, находящийся на 5 ступени Евангельских блаженств (блаженны милостивые), имеющий сострадательность ко всем равную, в том числе и к грешникам, потому что видит свои немощи и никогда о них не забывает, чтобы не превратиться в судью неправедного и тем более в насмешника, прочитает эти стихи Писания без всякой иронии и тем более, никак не оценит их, как сарказм. Он увидит здесь только сострадательность. Тот же, кто ещё не обрёл глубочайшую нищету духа, что называется смирением, и не просвещен Божественной благодатью, допуская в своей жизни возможность шуток, насмешек над ближними, хотя и иронических, но всё-таки колючих и болезненных, тот увидит в этих словах своё.
Однажды я позволил себе употребить выражение «иронически-сострадательные слова Бога», потому что по другому никак не мог объяснить стих: «…вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» Понимаю, что это слова, полные горя, потому что Адам потерял Бога и попал в рабство сатане, погубив и весь род человеческий. Но разве он стал при этом равным трём Ипостасям Бога Троицы??? Поэтому глубина сочувствия и сострадания трагической ошибке человека несравнимо превышает иронию, заключающуюся в словах: «как один из Нас».
Не понимаю Вашего вопроса: «может ли Господь улыбнуться во время молитвенного общения»? Поясните подробнее. Что понимать под улыбкой? Лик на иконе? Картина в уме при закрытых глазах? Неожиданно возникшее смешное чувство? Или что-то ещё? Опишите, что это конкретно?
С уважением, Сергей Михайлович.