Да конечно нужны Соборы. Раньше в древние времена целые полемики и дискуссии проводили, для выявления ересей и борьбы с ними. Но сегодня на пользователя сети, нельзя это вываливать. Здесь в комментариях и так идет битва. А это лишь еще один сучек зацепиться врагам Православия.
Еще в 2003 в ДК Зил (лекции «Серафим Саровский и современность») Осипов говорил о создании на Западе, мощнейших отделов с образованнейшими и эрудированными людьми, с феноменальной памятью — для создания раскола в Православии. Похоже это время наступило и видны результаты их деятельности. А по теме можно биться бесконечно — приводя цитаты святых отцов и выдержки из Писания — только в другом месте где-то. Тем более скатываться — как дети в песочнице — «Сам дурак». Брянчанинов все таки был интеллигент, дворянин, книжный человек. Простому народу не просто его понять. А вот сколько старцев на Руси из солдат, крестьян было. Даже когда в Оптиной изучали труды Брянчанинова — удивлялись — как образованный человек — чувствует духовную науку. То есть это скорее нонсенс, чем правило. Да и всегда над семинаристами и академистами посмеивались в монастырях и пустынях — когда они туда попадали на «практику». У нас то почти все тьма, и есть только надежда. А свет только, как говорил Осипов, далеко-далеко за несколько километров. Его видит обгоревший, с переломанными, обожженными конечностями, человек, в зимнем, ночном, снеговом, холодном лесу (прообраз христианина) и продолжает к нему ползти, как Маресьев.
Ответ:
- Где же в таком случае проводить эти полемики? Группа мирян (35 подписей) обратилась с письмом к Святейшему Патриарху, в котором смиренно просят рассмотреть ошибки профессора Осипова. Скоро уже три года, но никакого ответа нет, никакой официальной полемики нет. Что остаётся?
- Враги Православия могут спокойно опустить руки и отдыхать, потому что Православие невозможно уничтожить ничем, кроме ересей. Две древние ереси возродил профессор Осипов. Плюс к ним, его новые лжеучения не менее страшны, но именно такого вида ересей в древности не было рассмотрено на Соборах, поэтому сегодня назвать их ересями пока нет возможности. Но в любом случае, они содержат хулу на Бога. Всё это «успешно» распространяется по всей РПЦ уже много лет. Издательский Совет РПЦ этому содействует, давая грифы на книги Алексея Ильича, Архиереи молчат, священство (за исключением нескольких) молчит, — следовательно, поддерживают ереси и ошибочные мнения профессора. Миряне массово заражены. Явно видно, что изменить уже ничего не возможно.
- Чтобы не быть голословным, приведу пример одного богохульства профессора Осипова: он говорит, что Бог не может изменить законы тварного мира, потому что эти законы являются Божественными энергиями, то есть они — Сам Бог, а Бог неизменен. Вот такая логика! Таково одно из «богословских открытий» профессора МДА. Но любой здравомыслящий знает, что тварь и законы тварного мира — это продукт деятельности Божественных энергий, но никак не сами Божественные энергии. Профессор Осипов прировнял законы тварного мира, созданные Творцом вместе с тварью, к Божественным энергиям. Следовательно, он возвысил тварь до уровня Творца или опустил Творца до уровня твари — разве здесь нет хулы на Бога? Объясняя своё лжеучение, Алексей Ильич приводит пример с картиной известного художника Репина. Показывая на картину, он говорит: «Это — Репин!» Действительно, в народном стиле так принято говорить, но такое никак не означает, что картина стала самим художником Репиным — это же понятно. Картина — это продукт художественных способностей человеческого естества личности Репина, и сам художник в любое время мог изменить свою картину так, как бы он этого захотел. Выходит, что человек способен менять своё творение, а Бог (по Осипову) не может! Ещё раз подчеркнём, что ошибка профессора Осипова в этом простом вопросе заключается в том, что он назвал законы тварного мира — Божественными энергиями. В действительности, законы тварного мира сотворены Богом точно так же, как и всё творение. Как тварь без присущих ей законов не существует, так и законы твари без самой твари не существуют. Но тварь вместе с её законами — это результат (продукт) деятельности Божественной энергии творения. Вывод: Алексей Ильич допустил богохульство, унизив Творца до уровня твари. Но, почему-то, учёный совет МДА молчит, и никакая богословская комиссия не опротестовала такое мнение профессора. Видимо, дела никому нет? Или авторитет профессора Осипова затмевает всем ум и совесть? Уместно напомнить: Молчанием предаётся Бог!
- О каких расколах Вы говорите? Интереснее было бы понять, почему беспрепятственно распространяются лжеучения и ереси? Кто их внедряет в РПЦ? Неужели западные спецотделы? Если А.И. Осипов это делает много лет, то неужели он агент западных спецслужб? Но он же свой, доморощенный! Почему же его никто не останавливает? В ответ говорят, что нельзя открыто объявить об ошибках профессора Осипова, потому что это приведёт к расколу и отпадению многих, кто его почитает, от Церкви. Вот из-за этого ложного опасения раскола теперь беспрепятственно распространяются старые ереси, возрождённые профессором, и им же вводятся новые лжеучения — богохульства. Но ереси намного хуже, потому что они есть хула на Духа Святого и Дух Святой отступает от тех, кто ереси принимает. Видимо, этого никак не учитывают нынешние иерархи: боясь раскола, допускают распространение ересей.
- Бесконечно биться нет нужды. Если основываться на учении Церкви и твёрдо держаться догматов, то все «доказательства» новых идей профессора Осипова становятся ложны. Все, приводимые им цитаты из творений святых отцов, при внимательном и подробном их рассмотрении в контексте всего произведения святого, имеют другой смысл, а вовсе не тот, который искусственно вложил в них Алексей Ильич. Убедиться в этом совсем не трудно, имея хоть малую ревность по Богу. Метод профессора Осипова не научен! А попытка Алексея Ильича толковать Писание в угоду своим «открытиям» и вопреки святым толкователям – это вообще факт постыдный. Так даже студентам делать не позволено! Профессор Осипов презирает все элементарные правила работы с первоисточниками, ставя свои мнения выше Вселенских Соборов.
- Немало людей говорят, что не понимают труды святителя Игнатия. В чём же причина? Если в 19 веке много ещё было не образованных, то нынче-то многие имеют не только среднее, но и высшее образование. Почему же не понимают? Дело в том, что труды святителя Игнатия пропитаны нищетой духа, которая не принимается гордостью — вот и причина отторжения. Нищета духа достигается или в борьбе со страстями, или через промыслительное смирение. Но борьба со страстями повсеместно забыта, поэтому первый вариант отпадает, к тому же: как жить по законам аскетики, не изучив саму аскетику по тем же трудам святителя? Остаётся второй вариант — промыслительное смирение через скорби и страдания. Сокрушённый скорбями дух человека удобнее принимает слово, пропитанное нищетой духа. Такие люди читают и понимают аскетические труды святителя Игнатия. Но много ли таких? Сколько сегодня пастырей и архипастырей учат народ покаянию? Где их проповеди? Если же они молчат на эту тему, то только потому, что, видимо, сами её не знают? В сердцах их нет или очень мало главного, иначе, если бы сердца их были наполнены покаянием, то от избытка сердца уста их только и говорили бы о покаянии. Но этого нет! В этом и есть трагедия современной земной Церкви, забывшей слова Спасителя: «Покайтесь!
- Измена Богу, отступление от Бога начинается с сердца человека. Если в сердце живут страсти, если смертные грехи не считаются грехами, если покаяние не стало главным для души, как воздух для тела, то измена непременно начинает произноситься устами — это лжеучения широкого пути и ереси, которые уже есть хула на Святого Духа. Итак, трагедия нынешней земной Церкви в том, что покаяние забыто, что аскетика отвергается, а попытки возродить это подвергаются гонениям со стороны официальных церковных властей, как будто покаяние стало чуждым для Церкви. Теперь уместно напомнить, что все общественные и гражданские трагедии являются закономерным последствием отступления народа от христианской нравственности. Учить народ вере и нравственной евангельской жизни должны пастыри. Почему же не учат? А если бы учили, то неужели бы в Церкви было ничтожное число людей из 100 000 000 крещёных в России. Неужели соль обуяла? Тогда чего ждать? Наверное, того, что опять в России что-то случится, и соль будет попираться ногами озлобленного неверующего народа? Это будут достойные плоды проповеди радости вместо проповеди покаяния.
- Странно удивляться тому, что святитель Игнатий — учёный человек — чувствовал духовную науку. Дело в духовной практике святителя: с юных лет он имел дар внутренней молитвы. Для чувствования духовной науки нужны не богословские знания ума, а чистота сердца, которая достигается аскетикой (борьбой со страстями) и внутренним деланием. Благодаря этому, святитель Игнатий не только понимал творения святых отцов, но и сумел изложить их более доступным для неподготовленного человека языком, пропитанным нищетой духа. Но даже такое более доступное изложение отвергается гордым духом. Хоть как растолковывай гордецу духовную науку спасения, он не может её принять, потому что принимается она только нищими духом.
- Сравнение с легендарным лётчиком Маресьевым, к сожалению, не подходит к нам нынешним. Причина в том, что он знал направление, в котором ему нужно было двигаться, а современным христианам даже не говорят, что входить нужно тесными вратами и идти узким путём. Почему же не говорят? Скрывают, что ли? Нет! Просто, видимо, сами не входят и другим препятствуют. Мало того, показывается совсем другое направление: широкими вратами и пространным путём. Вот так трагедия!
Сергей Михайлович.