Сергей Михайлович, Здравия Вам! Разрешите узнать Ваше мнение относительно линии поведения в СМИ дьякона Андрея (Кураева). С одной стороны (на мой взгляд, конечно-же) видно его неравнодушие к проблемам Церкви, однако, с другой стороны чувствуется нарастание из-за его, увы, действительно эпотажного поведения, зерна разобщения внутри Церкви. Т.е. очень сложно понять, как и в какой мере правильно отстаивать свою точку зрения по поводу проблем внутри Церкви которые, увы, но нарастают. С уважением, Владислав.
Ответ:
Здравствуйте, Владислав.
То, о чём говорит д. А. Кураев — это симптомы вышедшего наружу смертельного духовного рака.
Святитель Игнатий говорит, что отступление от Бога начинается внутри сердца и что уже в его времена соль (пастыри) обуяла. Чего же нам ждать нынче? В земной Церкви забыто покаяние с аскетической практикой борьбы со страстями — и в этом главная трагедия. Через страсти злые духи управляют человеком и сан здесь не даёт гарантии безопасности от греха!
Измена Христу внутри сердца (если она произошла) в дальнейшем не может не проявляться в словах и делах (хоть у мирян, хоть у пастырей). Далее уже зависит от того, кто какой страстью более поражён: одни увлечены насыщением своего чрева (это видно не вооружённым взглядом), другие уже впадают в похотные беззакония (в том числе и содомские грехи), третьи страдают накопительством и любовью к роскоши, к деньгам и веществу (об этом тоже много сказано), почти все не умеют сдерживать свой гнев (власть и безнаказанность быстро портит человека), многие впали в мирские развлечения и удовольствия (это считается дозволенной радостью вопреки заповеданному Спасителем плачу), некоторые пребывают по временам в мрачной печали (нет веры и сил нести свой крест), кое-кому (подобно фарисеям) нравится всё делать напоказ и принимать поздравления и награды, а некоторые уже дошли до распространения ересей (делают это бесстрашно, пользуясь своим авторитетом и богословской неграмотностью окружения).
Все эти греховные наклонности мерзки пред лицом Божиим, но страшнее всего ереси, потому что, если они будут приняты, то благодать отступит от Церкви и спасение в ней будет невозможно — тогда уже наступит власть антихриста и скорый конец мира.
Сколько угодно можно тыкать в наружные недостатки (внешние симптомы), но рак от этого не вылечится. В этом и духовная близорукость д. А. Кураева, что он видит только часть внешнего. То, о чём он говорит — это только признаки внутренней смертельной болезни, которая развивается в сердцах человеческих (как пастырей, так и пасомых) при отсутствии нищеты духа.
Если бы отец Андрей имел личный опыт покаяния и со страстями своими боролся, то видел бы проблему намного глубже. Он похож на врача, который настаивает на немедленной ампутации пальца больного человека, у которого метастазы уже поразили все внутренние органы и проникли в кости. При этом сам больной человек противится врачу, потому что считает себя здоровым. Что тут сделаешь?
Здоровый организм имеет внутренние силы для борьбы с болезнями, а когда нет иммунитета, то все вирусы становятся смертельными.
Как бы ни прикрывалось внешнее оголение, оно всё более и более становится видно, но корень не в нём, потому что (повторюсь) это только симптомы.
Что же всё-таки заставляет выходить в СМИ? Причина в том, что прямое и ясное обсуждение проблем внутри Церкви запрещается под видом того, что Церковь критиковать нельзя. Это большая ошибка, потому что в Церкви должна быть соборность.
Тридцать пять мирян попробовали законным путём обратиться к Святейшему Патриарху с просьбой рассмотреть богословские нововведения профессора А.И. Осипова – идёт третий год, а ответа всё нет!
Сергей Михайлович.