Здравствуйте, уважаемый Сергей Михайлович! Слава Богу, что появилась такая возможность — пообщаться с Вами на этом сайте! Очень благодарна за Ваши беседы. У меня три вопроса: 1) Если Крещение проходило без покаяния, то прощены ли были грехи (такие страшные, как аборты, развод…), или сейчас нужно в них исповедаться? 2) Если Исповедь нужно принести за всю прожитую жизнь, то никакой священник не сможет выдержать слушать столько времени (даже опираясь на Дневник кающегося). Можно ли покаяться сначала в Смертных грехах, а затем в остальных (без Причастия, естественно)? 3) Если Исповедь провести без Причастия, то нужен ли для этого пост (после операции пока с этим трудно)? Заранее благодарна Вам и храни Вас Бог !!!
Ответ:
Практика показывает, что бесы могут смущать человека вплоть до самой смерти, если в практике покаяния что-то было сделано с некоторыми отклонениями от правил. На самом смертном одре из-за этого может сломить отчаяние и потеря надежды. Зачем давать бесам повод смущать нас?
Поскольку смертные грехи, содеянные до Крещения не были озвучены, что требуется по общепринятым правилам, то нужно это сделать, чтобы устранить всякие сомнения, а вовсе не потому, что мы сомневаемся в совершении Таинства. И так, для генеральной Исповеди отметьте все грехи за всю жизнь! Из них выпишите себе на отдельную тетрадь только грехи смертные. Предварительно попросите батюшку принять у Вас ген. Исповедь за всю жизнь. Если он согласится, то просите разрешения прочитать самой по тетрадке только грехи смертные, а все остальные попросите его бегло просмотреть по «Дневнику». Это самый лёгкий и вполне доступный вариант. Если же батюшка откажет, то ищите другого или исповедуйте по тетрадке только грехи смертные. Нежелание священника выслушивать исповедь человека — это очень горький факт, но иногда случающийся. Поститься для этого не надо.
После операции просите послабление в посте, чтобы держать установленный врачами режим питания. Греха в этом нет.
Сергей Михайлович.