Уже не первый день пытаюсь «разгадать», почему после прослушивания лекций у меня «симптом болезни» — отчаяние? Вот послушала и в голове одно — у меня столько грехов, что я не смогу все равно, что бы ни делала, добраться до Царствия Его. Тогда что делать? Зачем???? (вот этот вопрос совсем ужасен). Ну, вот объясните мне полезно ли такое слушание?Прошу простить меня грешную, я не хочу обидеть автора и чувства других людей, я просто хочу понять.
Ответ:
Прежде всего, искренне благодарю Елену за признание, которое отношу к похвале моих лекций. Человек свидетельствует, что услышанное задело его. Значит, сказанное слово – не мёртво, но действенно, и жизнь, присутствующая в нём, обличает смерть, таящуюся в сердце слушателя. Здесь работает вовсе не моё искусство, но дух, воспринятый мною из творений святителя Игнатия (Брянчанинова), которого Церковь неслучайно назвала истинным делателем и учителем покаяния. Все его труды, каждое слово, пропитаны нищетою духа, которую он сам стяжал прежде всех своих прочих добродетелей, потому и сохранился от прелести и обрёл добродетели высшие. Пытаясь подражать сему великому учителю, и я грешный строю лекции так, чтобы помочь слушателю сокрушиться духом, потому что по слову святителя Игнатия правильное (настоящее) покаяние может начаться только лишь с сокрушения сердца, нищеты духа, искреннего сожаления (плача) о грехах и самоукорения. Без этих проявлений – покаяния не существует, и тот, кто попытается перескочить через эту ступень, неминуемо продолжит развивать в себе прелесть, которою повреждено всё человечество, потому что она является законным следствием первородного греха.Надеюсь, никто не сомневается, что нищета духа – это начало спасения? Тем, кто забыл, напомню, что лестница Евангельских блаженств, возводящая христианина на Небо, начинается именно с этой, а не с какой-нибудь другой, ступени: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3). Горестно не знать этого! Посмотрите, какая великая надежда в этих словах: нам обещано вечное блаженство в сообществе со святыми и с Самим Богом, если только мы начнём правильно путь своего спасения – с сокрушения сердца и с нищеты духа.
Своими словами слушательница доказывает, что лекция достигает своего результата: она сокрушается сердцем, в котором неминуемо при этом рождается печаль. Но вот печаль, по слову апостола, бывает двух видов: Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор. 7: 10).
Дальше будьте особенно внимательны, уважаемая слушательница, потому что я не только буду конкретно отвечать на Ваш вопрос, но и буду вынужден ставить Вам диагноз, исходя из Ваших же слов. Ещё раз прочитав слова Апостола, скажите: почему Вы опечалились не ради Бога? Ведь если бы Вы правильно опечалились (ради Бога), то в Вашем сердце родилось бы покаяние, к которому и призывает нас всех Спаситель: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17). То есть, опечалившись правильно, Вы бы как раз и исполнили главную заповедь Христа о покаянии, которое нужно не только приобрести, но и удерживать всю жизнь, как перерождающую силу, как дар благодати Святого Духа. Горе многих современных христиан заключается в том, что они даже не знают, как обретается покаяние, а Вы были очень близко от него, благодаря прослушанным лекциям. То, что ищут годами и не знают где найти, было почти у Вас в руках, но Вы почему-то не только не взяли его, но и обратили себе в погибель, подобно тому, как ножом, предназначенным для резки хлеба, при неумелом пользовании, можно порезать себе палец. Однако, за эту неумелость человека, не выкидывают нож, но учатся пользоваться им правильно.
К сожалению, Вы вошли в другую форму печали – в печаль греховную, от которой рождается смерть. И это именно так, потому что Вы сами об этом свидетельствуете, называя своё состояние — отчаянием. Напомню, что отчаяние – это смертный грех, рождаемый страстью печали; отчаяние опасно тем, что человек теряет смысл жизни, и злой дух может склонить душу к нежеланию жить. Таким образом, по симптому «отчаяние» легко определяется сама болезнь – это страсть печали, в которой Вы пребываете, как видно, даже и не подозревая об этом. Страсть печали очень опасна, потому что она оскорбляет Бога, точнее сказать, мы «отталкиваем» ею Бога подобно тому, как дым отгоняет пчелу (сравнение взято у отцов). Если Вы совсем ничего не читали о печали, то советую Вам книгу «Печаль» издательства «Сибирская Благозвонница». Пока Вы не изучите эту страсть: как зарождается, как развивается, к чему приводит, чем исцеляется – Вы никогда не сможете поправить своё опасное состояние, грозящее бедами не только во временной жизни, но и в вечности.
И так, из сказанного выше нужно сделать следующий вывод: всё, что Вы слышали в лекциях, направлено на приобретение человеком покаяния, которое, по слову Апостола, рождается от печали по Богу, которую, как добродетель Вы не имеете. Вы же восприняли услышанное через призму своих страстей – болезней души, одна из которых – печаль греховная — и породила отчаяние, в чём искренне Вам сочувствую. Но согласитесь, что это Ваш дефект, а не мой, как и Сам Господь говорит, что всё греховное исходит из сердца человека: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк. 6: 45). Уточним, что здесь под добром надо понимать христианские добродетели, которые есть подобие Христу, а под злом надо понимать страсти, которые есть подобие сатане (одна из них и есть греховная печаль).
На этом можно было бы и закончить объяснение Вам Вашего недоумения, но боюсь, что Вы так и не поймёте, почему в Вашем сердце вместо правильной христианской печали по Богу до сих пор живёт греховная печаль мира сего, князь которого сатана. Для Вашей пользы (примите ли?) скажу, что печаль греховная является следствием отсутствия надежды на Бога. Слышите, у Вас нет надежды на Христа, на Его милосердие, на Его всесильную искупительную Жертву, против Которой не может устоять ни один грех. Но надежда является следствием живой веры, следовательно, Вы ещё даже не имеете веры, а это бывает в том случае, когда человек не прошёл оглашение, то есть просто не знает основных понятий веры, в том числе и об искупительной Жертве Христа. Или, хотя и имеет знания, но не понуждает себя к исполнению Евангельских заповедей, поэтому знания лежат мёртвым грузом, как говорит апостол Иаков: Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Ибо, как тело без духа мёртво, так и вера без дел мертва (Иак. 2: 20,26). Поэтому, если хотите слышать, то советую Вам: примите сначала правильное оглашение и понуждайте себя к исправлению жизни по заповедям Христовым, изучите страсти и перестаньте грешить грубыми грехами. Читайте в житиях святых, как они уповали на Бога в самых трудных жизненных обстоятельствах. Очень много и подробно об этом сказано в книге «Илиотропион» митрополита Иоанна Тобольского. В аудиокниге «Кратко о пути ко спасению» теме упования на Бога посвящено около десятка лекций. Слушайте! Может быть, Вы решили всё это перескочить и сразу освоить состояние совершенства и бесстрастия??? Напрасно! Надо идти по порядку. Покаяние – это не игра в классики. Здесь скакать не получается.
С уважением, Сергей Михайлович Масленников.