Здравствуйте, Сергей!
Что Вы об этом скажите?
«Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра. Нужно это черное покрывало для иноков, чтоб закрывать ими лучи благодати, сияющие из ума их и сердца; нужно это черное покрывало для иноков уже преуспевших, которых зрение греховности своей не может привести в безнадежие, приводит только в смирение. Так некогда носил покрывало на сияющем лице своем Боговидец Моисей.» Из письма святителя Игнатия (Брянчанинова).
Спаси вас Бог.
Ответ:
Здравствуйте, Борис.
Уже не первый раз отвечаю на такой вопрос:
- Нельзя то, что написано конкретному человеку (этот отрывок Вы взяли из письма святителя) в его специфическом духовном состоянии распространять абсолютно на всех.
- Это письмо никак не может отменить прочих пяти томов писаний святителя Игнатия, по его слову, полезных для всех, в которых изложено учение о страстях и грехах и о борьбе с ними.
- Даже в самом этом письме есть точное указание на необходимость исповедания конкретных грехов, совершённых не только делами, но и словами, и помыслами: «Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному». Но чтобы исповедовать их, прежде нужно их знать и признавать грехами. Если прежние духовники были опытны и учили этому народ, то нынешние сами далеки от аскетики. Что остаётся делать мирянам? Самим изучать творения отцов и учиться аскетике — для этого и разработан Дневник кающегося.
- Святитель не указывает в письме на необходимость исповедания грехов, совершённых ЧУВСТВОМ сердечным, что для начинающих просто не достижимо и становится открыто только опытным. Вот в эту сферу, как самую тонкую и сложную, и не советует прежде времени входить святитель Игнатий, чтобы не впасть в обольщение бесовское. В своё время, если то будет угодно Богу, ум получит способность различать и сердечные чувства — это помогает удержать состояние нищеты духа, зарождающееся в начале христианского пути при борьбе с грубыми грехами, совершаемыми делом, словом и помышлением.
- Это письмо святителя ни в коем случае нельзя понимать как запрет на знание своих грехов, являющихся симптомами соответствующих страстей, потому что сам святитель сказал, что борьба со страстями необыкновенно полезна, потому что она более всего приводит к нищете духа, которая есть точный признак правильного покаяния.