Сергей Михайлович, спаси вас Господи за ваш труд и вашу веру. Очень прошу Вас ответить на следующий вопрос: прослушав пока только часть ваших лекций и поработав над «Дневником кающегося», я увидела в себе кучу неисповедованных грехов, которых раньше не видела в себе, или про которые напрочь забыла (хотя уже около четырёх лет исповедуюсь и причащаюсь). Я выписыла грехи, которые ранее не были исповеданы (среди них были и смертные), исповедала их и попросила батюшку наложить епитимью. Батюшка наложил на меня епитимью в виде поклонов на весь Рождественский пост и допустил меня до Причастия. На следующей Исповеди я его спросила: «Можно ли Причащаться при епитимии?». Он мне сказал, что можно. Но в «Дневнике кающегося» Причастие во время епитимьи является смертным грехом. Получается, что я снова причащалась себе в осуждение, да ещё и батюшку подвела. Что мне теперь делать?
Ответ:
Такой пример греха, указанный в «Дневнике кающегося», как: «Причащались, находясь на епитимии», — взят из «Опыта построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Безусловно, старец здесь имел в виду такую епитимию, при которой священник отстранил от причащения за какой-то смертный грех. Вполне естественно, что в этой ситуации при исповедании смертного греха разрешительная молитва сразу не была прочитана, то есть грех не отпущен. Если человек пойдёт к другому батюшке и слукавит, не сказав правду о наложенной епитимии, и получит разрешение на Причастие, то в таком случае и будет смертный грех.
Обычно, отстранение от причащения происходит на некий срок с назначением определённых аскетических упражнений, требующихся для того, чтобы надломить ту сильно развитую страсть, которая и породила этот смертный грех (смотрите для примера «Дневник»). По ходу исполнения назначенных упражнений, человек регулярно должен появляться к священнику и докладывать о своём духовном состоянии. Священник, оценивая добросовестность кающегося, его усердие, качество покаяния, может сократить срок епитимии или продлить его, назначив дополнительные средства для борьбы. Очень красноречиво говорит об этом правило 102 Шестого Вселенского Собора.
По окончании назначенного священником и добросовестно проведённого срока епитимии, человек получает разрешение от греха и вновь может быть допущен до причащения.
В прошлые века священники в России имели в руках во время совершения таинства Исповеди епитимийный номоканон (читай двухтомник «Тайная исповедь»), в котором были перечислены смертные грехи и сроки отлучения от причащения за каждый из них. Священник проверял каждого пришедшего на таинство (исповедовались и причащались в те времена редко) по такому списку грехов. Это позволяло, по крайней мере, де допустить человека на причащение в осуждение себе, что является одним из тягчайших грехов, после которого могут случиться бедствия страшные и даже непоправимые (смотри 1Кор. 11: 27-30).
В настоящее время, к сожалению, такого списка смертных грехов не существует и миряне могут на Исповеди не признаться в своих смертных грехах уже потому, что ничего о них не знают. Мало того, люди могут неоднократно ходить на Причастие со смертными грехами, бесстрашно продолжая их делать, не понимая причину усиления своих бед, болезней и трагедий.
Список смертных грехов, приведённый в «Дневнике кающегося», близок к перечню, употребляемому при исповедании людей, пришедших за духовной помощью к старцу Науму (Свято-Троицкая Сергиева Лавра). Это нас утешает и обнадёживает, что мы на правильном пути.
Теперь вернёмся к вопросу Татьяны. Если она просила у священника епитимию в смысле рекомендаций по предотвращению повторения подобных смертных грехов, то она поступила абсолютно верно, потому что кто, как не батюшка, должен научить нас правильной борьбе со страстями – смертельными болезнями души. Если же она просила себе отлучения от причащения, то это находится во власти священника и решать ему.
Если батюшка назначил епитимию в виде аскетических упражнений, но от Причастия не отлучил, то никаких нарушений Татьяна не допустила и священника не подвела, но выполнила благословение батюшки и переживать ей не о чем.
По всей видимости, священник учёл, что указанные грехи были совершены в далёком прошлом, в период неверия и отлучать от причащения тогда, когда человек уже больше их не повторяет и, наконец, правильно воцерковляется, нет никакого смысла.
Сергей Михайлович.