Здравствуйте. У меня есть дочь, которая начала ходить в православный молодежный центр. И руководитель центра не заставляя, но предлагая, говорит, что можно принимать Причастие не всегда исповедуясь, что в один воскресный день можно исповедоваться и причащаться, а в другой воскресный день просто принимать Причастие, и что два эти таинства: Причастие и Исповедь, ошибочно связывают между собой. Скажите правильно ли это?
Ответ:
Здравствуйте, Татьяна.
Обычно священник решает такие вопросы. Если же таково благословение настоятеля, то практика показывает, что для неопытного в аскетике человека, имеющего ещё сильные страсти, это опасно.
Если Исповедь происходит не формально, то человек признаёт случившиеся за неделю грехи и кается в них. Бывает так, что неопытный прихожанин даже не умеет отличать грехи смертные от прочих грехов, а порой и совсем не видит своих грехов. Поэтому помощь священника необходима, так как грехи смертные требуют епитимии, а невидение грехов говорит о слепоте ума.
Думается, что неделя — это достаточно большой срок, за который может случиться много событий, в которых может таиться множество грехов, и Причастие без Исповеди может обернуться в осуждение.
Ещё раз подчеркну, что Исповедь тогда приносит пользу, когда она не формальна, то есть и христианин и священник вместе трудятся для обнаружения грехов, признания и понимания их и раскаяния в них.