Фигура Сергея Михайловича вызывает глубокое уважение. Низкий поклон за его труды, за ту работу, которую он проводит! У меня очень большие проблемы с исповедью. Хотя, наверное, можно сказать, проблемы с верой. Нет такой уверенности и логической ясности, как у Сергея Михайловича. Уже около года я пытаюсь разобраться в том как нужно исповедываться. (Может поэтому и наткнулась на эти записи!) Тот опыт исповеди, который был у меня глубоко не удовлетворяет меня (И, наверное, опыт веры). Я прочитала много о покаянии и подготовке к исповеди. Одни говорят нужно строго перечислить все греховные поступки, просто и ясно. Другие говорят, что нужно каяться только в том, о чем болит душа, что донимает больше всего. Очень понравилась фраза о.Алексея Уминского, что духовной стерильности у нас быть не может. Что «все дети безгрешны, но не святы, а святые люди святы, но не безгрешны». Прежде всего Богу нужна наша решимость, волевое устремление нашего сердца. Да, конечно, нужно знать все основные страсти их проявления, духовно учиться, но наш кругозор и способность мыслить всегда останутся узкими и несовершенными. И чем больше мы идем по духовному пути, тем больше способны увидеть греха в себе, поэтому всегда наша исповедь относительна, если только рядом не будет стоять старец-провидец… Я к тому, что вот это стремление к духовной стерильности может привести человека к другой крайности, что он слишком будет уповать на свои какие-то покаянные труды, а не на Бога. Человеческая система, она всегда только система. Ситуации бывают очень разные, люди по своему устройству очень разные. А Мария Египетская, которой первое причастие было дано без какой-либо подготовки? И я, если пред Чашей вспомню вдруг какой-то несмертный грех, от Чаши не уйду и доисповедываться не побегу. Потому что, если я там где-то буду ходить то ли со своими грехами, а то ли со своими фантазиями и эмоциями (мне не понятно!) Чашу пронесут мимо меня, а когда я снова приду и приду ли, если Господь меня не укрепит. А тот, кто любит Бога, к Чаше подходит. Только Господь может оценить труды наши, сердце наше, нашу любовь к Нему, наши силы и возможности…Только Ему одному судить…А в нас должны быть прежде всего любовь к Богу (какая-никакая, пусть самая несовершенная) решимость и дерзновение, которое с нашей стороны означает мужество… А лекции Сергея Михайловича интересны прежде всего тем, что сам С.М глубоко верующий человек. А так с некоторыми вещами можно не согласиться, сославшись тоже на святых отцов… С низким поклоном, Елена.
Ответ:
Здравствуйте, уважаемая Елена.
Благодарю Вас за отзыв о лекциях. Принимаю все подсказки и критику, но прошу, чтобы всё подтверждалось ссылками на Священное Писание и на творения святых отцов Церкви. Это необходимо для того, чтобы можно было проверить истинность мнения человека. Согласитесь, что принять противоположное мнение пусть даже самой авторитетной фигуры без доказательств, — очень рискованно. В своих лекциях на аскетическую тему я опирался на труды святителя Игнатия (Брянчанинова), который, в свою очередь, опирался на мнение многих древних отцов аскетов, поэтому мнение святителя не может вызывать никаких подозрений. Я же только пытался передать учение святителя более простым языком, хотел адаптировать учение о спасении современному человеку, добавляя лишь только примеры из жизни прихожан.
В процессе дискуссий с оппонентами, которых было всего несколько человек (до 10), выявлялась их некомпетентность в вопросах аскетики, неспособность приводить точные ссылки и доказательства, поэтому принять их личные мнения, противоречащие учению святых отцов, я отказался. Думаю, что именно так мы – православные и должны поступать: не уклоняться от Истины, но твёрдо держаться её и защищать. При этом обличать тех, кто не право учит. Если не указывать на ошибки и не исправлять нововведения, то может незаметно родиться новое кривое предание, которое уже не будет спасать, но поведёт к погибели вечной.
В Вашем письме я так же вижу отклонения от учения отцов, поэтому позволю себе указать на них. Надеюсь, что этим нисколько не обижу Вас, поскольку Вы и сами говорите, что ещё только учитесь покаянию.
Вы говорите: «Одни говорят, что нужно строго перечислить все греховные поступки, просто и ясно».
Дополню: Исповедуемые грехи должны быть признаны грехами, о них нужно сожалеть, то есть каяться в них, и не нужно хотеть впредь повторять их. Очень хорошо, когда человек пришёл на таинство уже подготовленным, чтобы не рассказывать длинных путаных историй, в которых сам он грехов своих не видит. Но этому нужно учиться.
Вы говорите: «Другие говорят, что нужно каяться только в том, о чём болит душа, что донимает больше всего».
Возражаю: А остальные грехи как? Особенно смертные, да ещё и любимые? О них, обычно душа не болит, потому что они любимые. Возникает закономерный вопрос: «Почему же у нас не болит душа о многих наших грехах? Почему многие свои грехи мы склонны оправдывать, доказывая, что это вовсе и не грехи, а так – увлечения. Почему мы их любим???» Ответ очень прост: в нас убита совесть!!! Она убита многими годами безбожной жизни, завалена бесчисленными грехами и покрыта сверху плотной непроницаемой оболочкой страстей. В результате, мы легко можем оказаться на Причастии со смертными грехами, что приводит к трагическим последствиям, указанным Апостолом в первом послании к Коринфянам. Может быть, она (совесть) и пищит где-то там, ведь образ Божий в нас не уничтожим, но голоса её мы не слышим. Совесть нужно реанимировать. Но как??? Вспомним, что покаяние начинается с исправления ума, то есть с принятия правильных знаний о спасении, в том числе и о страстях и смертных грехах. Лучший вариант тот, когда человеку преподнесут учение о грехах и борьбе с ними и обучат этой борьбе. Только в процессе исправления жизни по законам аскетики совесть реанимируется, и будет давать подсказки человеку о совершённых грехах, потому что совесть – это чувство сердца. Чувство, рождаемое страстями, живущими в сердце – всегда обманчиво и ложно. Если же в процессе борьбы сердце очистится от страстей, то будут рождаться правильные чувства, то есть голос совести заговорит ясно и без ошибок. Ещё раз подчеркну: для этого нужно знать о страстях и грехах полностью, а не в том объёме, «что беспокоит».
Вы говорите, что духовной стерильности быть не может.
Согласен: мы не ангелы и очень далеки от святых, но при этом мы не должны свою смертельную духовную инфекцию считать здоровьем и ничего не предпринимать против неё. Опасно думать, что если в квартире с помощью уборки всё равно не достичь стерильности, то уборку вообще можно не делать и копить грязь годами, не вынося мусор на помойку, оставляя гнить отбросы, в которых разведутся тараканы, мыши и крысы. Наконец, если будет беспокоить одна мышь, то поймать и выбросить её, а остальных пока не трогать, потому что не беспокоят. Нормально ли это??? Напомню страшные слова святителя Игнатия: «Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаной, расторгнув общение с Богом» (том 3, стр. 165 по изд. Срет. мон.). Обратите внимание: со страстями не спастись, потому что в них – подобие сатане, но кому мы подобны при жизни, с тем будем и в вечности! Нельзя впадать в самоедство, но нельзя и пребывать в нерадении. Все знания о смертельных болезнях души – страстях сегодня всем доступны. Чем оправдаемся???
Вы говорите, что стремление к духовной стерильности может привести человека к другой крайности – к чрезмерному упованию на свои покаянные труды, а не на Бога.
Отвечаю: При правильной борьбе со страстями у человека сокрушается дух: «Борьба со страстями – необыкновенно полезна: она более всего приводит к нищете духа» (святитель Игнатий, том 1, стр. 252, изд. то же). Эта самая нищета духа как раз и препятствует уповать на себя, то есть надежда на себя прекращается. А вот если не приобрести нищету духа с самого начала, то прелесть неминуема при любых вариантах, потому что обязательно родится самодовольство даже при исповедании всего ОДНОГО своего греха, притом что 100 останутся в сердце, потому что мы о них просто не будем знать. Все теории, противоположные учению отцов, гибельны. Что мешает нам следовать законам аскетики? Зачем себе на погибель придумывать новые странные практики? Ещё более страшно распространять их, соблазняя других.
Вы говорите, что, прежде всего, Богу нужна наша решимость, волевое устремление сердца.
Отвечаю: Здесь Вы противоречите сами себе, не находите? Только что Вы сказали, что очень опасно уповать на себя, и заявляете о решимости и волевом устремлении. Это мнение более подходит протестантам. У нас другое: сердце сокрушенное и смиренное принимается Богом (см. Пс. 50). Первые признаки правильного покаяния – это страх Божий, сокрушение сердца, нищета духа, плач о грехах (читайте у святителя Игнатия «О прелести»).
Вы говорите, что чем больше мы идём по духовному пути, тем больше видим греха в себе.
Отвечаю: Нужно быть уверенным, что иду по тому духовному пути, который указали отцы. Если пойти путём ложным, то бесы будут имитировать покаяние и подсказывать некоторые грехи, чтобы сбить нас с толку, заставив думать, что всё нормально. При этом самого главного они никогда не подскажут, и если не обратиться к опыту отцов, то так и останемся в самообмане и бесовском обмане, что и есть прелесть – принятие лжи за истину. Опасно-то как!
Вы говорите, что наш кругозор и способность мыслить всегда останутся узкими и не совершенными.
Отвечаю: Вот именно по этой причине мы и должны обращаться к опыту отцов, а не придумывать удобные и гладкие пути, ведущие в смерть вечную. Если отцы указали примеры грехов по каждой страсти, дали список смертных грехов, научили методам борьбы, сообщили основные законы аскетики, то зачем медлить и искать своего.
Вы говорите, что человеческая система, она всегда только система.
Отвечаю: Во-первых, если нет системы, то есть нет упорядоченных знаний, то будет анархия. Неужели Вы хотели сказать, что анархия более прогрессивна и плодотворна??? Разве с детских лет Вас не учили систематическим знаниям арифметики, грамматики, физики, химии и прочих наук? Разве врачи не лечили Вас по своим системам? Разве законы государства – это не система? Разве движение планет – это анархия? Или Вы убеждённая сторонница анархии??? Во-вторых, законы аскетики – это тоже система знаний о борьбе со страстями, которая, на первый взгляд, тоже человеческая. Но если мы сравним, что писали отцы разных времён на эту тему, никогда друг с другом не общавшиеся, то увидим, что писали одно и то же, то есть явно, что это система, открытая Духом Святым, а не человеческая. И если мы на основании этих системных знаний будем строить своё спасение, то не ошибёмся. А если родим своё, то пропадём! В- третьих, Ваш взгляд на аскетику, который Вы здесь изложили, — это тоже система взглядов, только Ваших взглядов, противоположных отеческим, как я Вам кропотливо доказываю.
Вы говорите, что ситуации разные и люди разные.
Отвечаю: Однако, это не означает, что кто-то не заражён страстями, потому что они есть следствие первородного греха. Следовательно, учение о страстях и типичные примеры их проявления, согласно отцам, должен знать каждый. Смертный грех был и останется смертным грехом для любого, иначе нужно отменить канонические послания святителя Василия Великого. В деталях и частностях разбирается духовник, но отеческая система знаний ему тоже необходима, иначе он создаст свою систему, противоположную той, что открыли отцы, точнее Дух Святой через них.
Вы говорите, что преподобной Марии Египетской первое причастие было дано без какой-либо подготовки.
Отвечаю: Вы ошибаетесь! Читайте внимательно её житие и если сами не видите в нём готовности Марии, то не поленитесь, прослушайте мою лекцию «Покаяние на примере преподобной Марии Египетской». Там всё подробно рассмотрено! Если под подготовкой Вы понимаете чтение канонов и последования, то это не главное, но только средство для обретения сокрушения сердца, которое может родиться в сердце и другим способом. Если хотите по её методу готовиться к Причастию, то нужно Вам прожить её жизнью, что не возможно. Поэтому отцы и говорят, что не нужно искать и ждать каких-то особенных путей, но нужно идти общими правилами, предназначенными для большинства, чтобы не впасть в сеть лукавого.
Вы говорите, что может вспомниться Вам не смертный грех, но тут же добавляете, что может он и не грех вовсе, но только Ваша фантазия и эмоция.
Отвечаю: Вот в этом-то и проблема, что без систематических знаний о грехах, Вы так и будете «плавать» в фантазиях и грехи не признаете грехами, а то, что не является грехом, будете ходить исповедовать.
Вы говорите, что тот, кто любит Бога, тот к Чаше подходит.
Отвечаю: Во-первых, святитель Игнатий говорит, что при подготовке к принятию Христа нужно сокрушение духа, в момент принятия Христа нужно сокрушение духа, чтобы сохранить Христа в сердце, нужно сокрушение духа. Видите, Ваше учение противоречит учению святителя. Что на это скажете? На каком учении остановитесь? Во-вторых, по Апостолу, любовь – это союз совершенства, то есть она рождается от совокупности всех предшествующих ей добродетелей. Если Вы достигли уже всех добродетелей, то можете говорить о любви к Богу, как наивысшей добродетели. Если же Вы, как явно следует из Ваших взглядов, ещё путаетесь в элементарных понятиях, то любовь пока ещё страстная, которую Бог принять не может. Простите, если огорчил Вас, но отцы говорят, что лучше огорчить здесь на земле, пока ещё не поздно, чтобы человек, если пожелает, мог исправиться.
Вы говорите, что о подходящих к Чаше только Ему Одному судить.
Отвечаю: Апостол говорит иначе: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром (1Кор. 11: 31,32).
Вы говорите, что с некоторыми вещами, изложенными в лекциях, можно не согласиться, сославшись на святых отцов.
Отвечаю: В другой раз, чтобы не говорить слов праздных, за которые, как известно, нужно будет давать отчёт Богу, сразу приводите точные ссылки на отцов с указанием томов, глав и страниц. Буду очень благодарен.
Сергей Михайлович.