Преп. Исидор Пелусиот в своих письмах пишет о молитве Господней: «Посему полагаю, что всякий предел дерзости преступает тот, кто не исполняя того, что подобает благоискусному сыну, осмеливается Владыку называть Отцем; кто, делая то, чем бесславится имя Божие, решается произносить: да святится имя Твое»
вот полная цитата:
«Дивишься ты, кажется, краткости этой молитвы, а меня всегда изумляло и изумляет это в кратких словах высокое любомудрие. Ибо если нетрудно произношение слов, то нельзя так сказать о познании силы слов. Потребен не слышатель слов только, но и исполнитель дел. Посему полагаю, что всякий предел дерзости преступает тот, кто не исполняя того, что подобает благоискусному сыну, осмеливается Владыку называть Отцем; кто, делая то, чем бесславится имя Божие, решается произносить: да святится имя Твое; кто, служа одним из первых оруженосцев у мучителя, отваживается выговорить: да приидет царствие Твое, то есть к угнетенным под властью мучителя да приидет победоносный Царь, подающий неодолимую помощь в борьбе со грехом.
И не исполняя на деле ничего, угодного Богу, принимает еще на себя лицемерный вид добродетели и говорит: да будет воля Твоя, якоже на небеси и на земли. Предавшись роскоши и расточительности, отложив многое в запас, не только на пропитание, но и для чревоугодия, смеет молиться: хлеб наш насущный (то есть или подобающий душе, или достаточный для плоти) даждь нам днесь, — тогда как словом днесь указывает Господь на попечение об едином дне, потому что, мыслительную силу души возводя к высшему любомудрию, определяет и самое время прошения. Потом, хотя сам недоступен и жесток, но говорит: остави нам долги наша; сам злопамятен и безмерно мстителен, но говорит: якоже и мы оставляем должником нашим; сам себя ввергает в искушение и пролагает всякие пути, ведущие к опасностям, но говорит: не введи нас во искушение, — что представляется смешным, лучше же сказать, достойным всякого негодования. А охотно следовать за врагом (потому что не насилием, не мучительством препобеждается, но обольщением) и сказать: но избави нас от лукаваго, — выше всякой насмешки. И на словах выражать: яко Твое есть царство, и сила, и слава, а на деле пренебрегать Тем, Кто источает всякую силу и славу, — это уже вовсе непростительно.
Посему, сказать: Отче наш, — имеют право одни те, которые по чудном рождении в Божественном Крещении, по новому и необычайному закону чревоношения, показывают в себе, что они истинные сыны».
Так что же, теперь молитву «Отче наш» нельзя читать?
Ответ:
Действительно, это большая проблема современной земной Церкви, когда человеку, только что успевшему переступить порог храма, сходу предлагают читать по молитвослову утренние и вечерние правила, а ещё и акафисты. Не только смысл молитв остаётся при этом совсем не понятным, но и сама жизнь человека далеко не соответствует тем словам, которые человек произносит. Преподобный Симеон Новый Богослов также предупреждал об этом, что смысл произносимых в молитвах слов должен быть сообразен действительному положению вещей. Также и прп. Иоанн Лествичник учит.
Если же читать всё подряд, не понимая смысла, то это будет похоже на заговор, с помощью которого человек хочет склонить Бога на исполнение своих желаний. Какая же это хула на Бога!
Причина такого положения вещей в том, что пастыри не учат народ, потому и нет народа в храмах. Оглашение почти нигде не производится, а если и пытаются, то совершенно формально (2-3 часа и сразу крестят). Кроме этого, ещё и запрещают пастырям лезть в душу человека. Вот времена! Больные овцы теперь сами должны себя реанимировать, сами диагностировать свои смертельные болезни, сами назначать себе лекарства, сами корректировать процесс лечения, сами определять динамику процесса и т.д. А раньше Церковь была духовной лечебницей и были в ней врачи.