Здравствуйте, Сергей Михайлович! Я ни как не могу понять, как правильно готовиться к Исповеди. Как я понимаю, готовиться по разным книжкам — нельзя. Надо именно вспоминать грехи, как говорили мне все священники за все мои 8 лет жизни церковной. Да, действительно, когда готовишься по какой-нибудь книжечке «о грехах», получается, что испишешь очень много страниц тетрадных, и священники обычно не хотят все это слушать, говоря: «Зачем занимаешься переписыванием книги?». Но я же вспоминаю конкретные ситуации, когда и как я согрешила в том или ином грехе, и каюсь в них. Да, получается много, но если так оно и получается… Конечно, когда я готовлюсь без какой-нибудь подобной брошюры, то получается поменьше, но душа болит, что вдруг что-нибудь забыла. Обычно так это и бывает, когда начинаешь себя проверять после Исповеди. Вот недавно подготовилась по Дневнику кающегося, — там нашла грехи о которых я раньше и не знала, так с ними и жила долгие годы. Переписала в тетрадь, но получилось много. Батюшка мне сказал, что так нельзя делать. Хорошо, что хоть смертные грехи отдельно написала — их только и назвала на Исповеди. А все остальное он не стал читать, сказал, чтобы я выделила из этого главное и потом пришла. Но как это «выделила»? Для меня все главное! В общем, я за 8 лет так до конца и не поняла, как надо правильно исповедоваться. Ведь если не будет подобной литературы, то как мы узнаем о грехах??? Конечно, часто совесть подсказывает, что надо исповедовать и без книжки, но бывает и такое, что без нее не обойтись. Помогите разобраться, пожалуйста! Заранее благодарна!
Ответ:
Убитая многолетним греховным опытом совесть уже не подсказывает грехи. Если бы совесть не разрушалась, то зачем бы тогда был дан Ветхозаветный закон? Тогда зачем и множество заповедей Евангелия? Именно заповеди заменяют убитую совесть, чтобы человек признавал нарушения заповедей грехами, каялся в них и так постепенно реанимировал душу, просвещая ум правильным знанием и очищая сердце от страстей. В процессе духовной реанимации души восстанавливается и совесть, которая в последующем может уже не нуждаться в письменных инструкциях.
Если же человек не знает, что является грехом, то спокойно продолжает их делать и никогда в них не покается и не прекратит — в этом и есть огромный недостаток современной земной Церкви, что люди не обучены элементарным основам аскетики. Мало того, когда миряне сами начинают просвещаться в этом вопросе, то некоторые батюшки не только не приветствуют это, но и препятствуют, возмущаясь длинным спискам грехов, принесённым на исповедь.
Если человек только переписал грехи формально из какой-то инструкции и не кается в них, а ещё и повторяет безбоязненно, то длинный список не будет ему полезен. Но если христианин, узнав о грехах, кается, исповедует и теперь уже борется с ними, то препятствовать ему в таком правильном деле — это уже хуже, чем наёмничество (вместо пастырства). Это уже дела волчьи.
Поэтому, если мы искренне хотим бороться с грехами и для этого хотим их для начала знать, то не будем смущаться: если не примут исповедь грехов в одном храме, то пойдём в другой и третий, пока не встретится настоящий пастырь, который не пожалеет своего времени и будет рад тому, то душа человека очищается от грехов и усвояется Христу.
Сергей Михайлович.