Сергей Михайлович, здравствуйте! Может быть Вы знаете, проводятся ли занятия «Школы покаяния» в г. Т… есть желание заниматься покаянием и настоящей молитвой. Из аудиодисков, конечно, понятно, как это делается, но без внешнего контроля заниматься страшно. Спаси Вас Господь!
Ответ:
Здравствуйте, Константин.
Первоначально нам казалось, что учить покаянию должны повсеместно. Не просто упоминать это слово, не объясняя его значения, но именно учить практике исправления жизни по заповедям Христовым. Мы думали, что все читают труды святителя Игнатия и знакомы с учением о страстях и смертных грехах, что все понимают, что причастие может быть не только во спасение и в жизнь вечную, но и в осуждение и даже в смерть вечную — это в том случае, если человек в своём развращённом состоянии души дерзает приступать к Чаше без попыток борьбы и без сокрушения духа.
Мы трудились в приходе по 10-12 часов и не смотрели по сторонам до тех пор, пока не начались открытые гонения. Появились люди, жаждущие уничтожить «Школу покаяния», потому что, по их мнению, это приводит к депрессии. Они до сих пор убеждены, что надо радоваться и любить Бога, перескочив через первые ступени страха Божия, сокрушения сердца, нищеты духа, плача о грехах. Они не хотят знать, что против прелести, в которой все мы рождены, существует только одно средство — нищета духа, с которой и начинается лестница, ведущая на Небо.
Когда они начинают каяться в своих прошлых грехах, что в аскетике называется самоукорением, то впадают в отчаяние, потому и предлагают сразу радоваться. Отчаяние в них появляется от того, что они не имеют надежды на Бога, которая естественным образом рождается от правильной веры. Из всего этого становится понятно, почему они так ненавидят покаяние: потому что не имеют веры. Но они говорят, что не только знают веру, но даже и проповедуют её. В чём же тогда причина? Господь так отвечает на этот вопрос: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу…?» (Ин. 5: 44). То есть, если в сердце человека тайно сохранится тщеславие — эта опаснейшая ядовитая змея, то при всей внешней благопристойности, человек не может иметь веру в сердце — будет подделка. Без веры не будет надежды, без надежды невозможно покаяние, без покаяния истинного невозможно спасение, потому что такому человеку не нужен Сам Христос Спаситель. Именно так случилось с фарисеями, убившими Господа. Такие же фарисеи (по внутреннему состоянию) гонят и нас. Они не знают в себе тщеславия, потому и принимают от него эту сладко-ядовитую радость, убивающую покаяние. Тщеславие вполне напоминает по действию наркотик, только духовный, поэтому убивает не тело, а душу.
В наши времена, если встретится человек, единодушный по вере и покаянию, — это огромное благо, потому что первые этапы покаяния горьки и тяжелы, а мы привыкли любить себя неправильной любовью. Не ищите в своём городе такую же «Школу», но узнайте, кто почитает святителя Игнатия и строит свой путь спасения по его трудам, ведя борьбу со страстями. Присмотритесь, оцените со стороны, встретьтесь, сверьте понятия и если не встретите противоречий — общайтесь. Святитель Игнатий назвал такой духовный путь — жизнь по совету. Если возникнут какие-то недоумения и Вы захотите свериться со нами, то пишите. Посоветуемся. Это в прежние времена письма ходили долгие месяцы, а нынче всё удивительно просто и быстро. Согласен с Вами, что сверяться — обязательно, чтобы не заблудиться. Враг хитёр и опасен, а мы младенцы несмышлёные.
Сергей Михайлович.