Проблема в том, что сегодняшнее и ряд прошедших поколений были ориентированы на материальное и логическое познание мира скорее, чем на интуитивное и духовное. Мне только жаль, что та форма, в которой сегодня преподносится содержание Священного Писания для тех, кто интересуется православием и для детей в школе (я основываюсь на выступлениях и материалах доступных на православных сайтах, в передачах православного телевидения, аудио материалах для интересующихся православием) не учитывает реальной структуры современного сознания людей и современных методов школьного образования. Человеку ХХ века нельзя рассказывать о Священном Писании словами ЦПШ ХIХ века. Это раздваивает его сознание и может оттолкнуть от веры, поскольку человеку очень сложно верить в какое либо учение (такое, как его ему преподносят) частями. Чаще всего он не пытается серьезно разобраться, размышлять, а просто либо верит всему, либо нет. В связи с этим вопрос: может ли человек, понимающий предание о сотворении мира, о первородном грехе как аллегорию, как притчу, но не как буквальные события, и не скрывающий это мнение от других, называть себя верующим, православным, принять крещение и не считать такое свое понимание заблуждением? Спасибо.
Ответ:
Здравствуйте, Александр.
Преподобный Симеон Новый Богослов придавал Оглашению очень большое значение, указывая, что вне зависимости от звания и сана, если человек не принял правильного Оглашения в положенное ему время, то он не может иметь правильной христианской жизни, не постигнет покаяния и молитвы и не достигнет спасения. Он советовал такому найти человека, который умеет оглашать, и принять от него Оглашение, как основание всей жизни ради спасения. Также и святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что знания веры должны быть хотя бы и простыми, но точными.Важность правильного Оглашения становится понятной из отрицательного опыта постсоветского периода, когда без Оглашения было крещено около 100 млн человек, ничтожная доля из которых являются нынешними прихожанами. Даже в последние годы, в которые Оглашение признано уже обязательным, существенно не увеличилось число прихожан, потому что после Крещения люди по прежнему уходят из храмов. Не понимая действительных причин этого явления, упор сделан на привлечение народа через развитие при храмах культурно-массовой, спортивной и общественной работы. Такая ориентация признана необходимой для отвлечения прихожан от грубо греховной жизни через более культурные способы провождения свободного времени. Но разве культуру и развлечения проповедовал Спаситель? Нет. Христос проповедовал Покаяние. Так где же оно? Если для детей воскресные школы существуют, то обучением взрослых редко где занимаются. Темы занятий бывают такие не актуальные с точки зрения спасения и преподаются так бледно, что на занятия мало кто остаётся. Ведут такие занятия, чаще всего, миряне, потому что сами священники устают после службы или идут на требы. О практической пользе от таких уроков остаётся только мечтать. У священника остаётся минимальное время для общения с людьми — только во время Исповеди, когда поджимает время и народ сзади ропщет от усталости и голода.Миряне могли бы и сами учиться покаянию из творений святых отцов, но для этого должен быть заложен хотя бы минимальный фундамент — те основные правильные понятия веры, от которых только и может начать формироваться Покаяние. Когда это должно было случиться? Именно при Оглашении. Если его и проводят, то опять же не священники. Эта ответственная и сложнейшая работа возложена на мирян, которые, в лучшем случае, имеют за плечами богословские курсы. Программу Оглашения составляют сами, преподают как могут, экзамены не проводятся, практический опыт христианской жизни не преподаётся, длительность занятий минимальная (чтобы не разбежались) — результат не трудно спрогнозировать: редкие люди после Крещения останутся прихожанами храма, будут захаживать от случая к случаю. Так в чём же причина таких неудач?Причина в повсеместном неправильном (несерьёзном) отношении к Оглашению. Сами пастыри, видимо, не понимают, что Оглашение — это сложнейшая духовная операция, сравнимая с пересадкой органов. Это именно так, потому что взамен тем неверным понятиям, приобретённым человеком по ходу его жизни, требуется вложить ему новые правильные понятия, на которых только лишь он сможет строить своё спасение. При этом ещё нужно суметь показать, что прежние понятия не только ошибочны, но и опасны, а новые — более полезны и необходимы. Как например, убедить человека, что его естество повреждено ядом греха? Как ему доказать, что он пленник и раб сатаны? Не понимающему своей погибели, нужен ли будет Спаситель? Будет ли уважать человек Евангельский закон, если не разглядит в своей душе закона вечной смерти, проявляющегося в действии страстей — смертельных болезней души? Будет ли человек бояться грешить, если не уверует в ад и рай? Захочет ли изменять свою жизнь и отрекаться от себя, если не признает право Бога на Суд над всем человечеством? И всё это и прочее необходимое должен сделать оглашающий. Это действительная духовная операция, к которой должен быть профессионально готов врач, и на которую должен согласиться пациент, поверящий врачу. Оглашающий должен не только иметь необходимые знания, но и собственный положительный опыт реализации этих знаний в жизни. Другими словами, он должен иметь ту соль, которой сможет осолить души пришедших к нему. А пришедший оглашаться должен иметь готовность к принятию этой соли, которая будет жечь гниющие раны, чтобы исцелиться и спастись. Если настрой обоих (оглашающего и оглашаемого) правильный, то посреди них будет Христос и Оглашение состоится: в человеке появятся первые признаки Покаяния — страх Божий, сокрушение сердца и сожаление о ранее совершённых грехах, о которых также должен узнать оглашаемый по ходу Оглашения. Если же он в последующем приступит к борьбе со своими страстями, то родится в нём нищета духа, которая есть начало спасительного пути и первая ступень блаженств Евангельских.Если же Оглашение преподавать отрывочными сведениями и очень кратко, основываясь только на теории, не опираясь на личный опыт покаянной жизни, не привязывая знания к практической личной жизни человека, то он так и не поймёт главный смысл веры, так и не вознуждается в Спасителе, ему так и не будет нужна Церковь Христова с её благодатными Таинствами — такой и не станет прихожанином после Крещения.Вывод: Оглашение должно быть качественным. Плодом его будет правильное воцерковление человека при непременном изменении жизни, основанной на Покаянии. Такой человек не только станет постоянным прихожанином, но приведёт за собой других. Им не потребуются спортивные и культурно-массовые мероприятия. Им потребуется спасение.Тот же, кто воспринимает Священное Писание только как аллегорию или притчу, не может быть признан православным, потому что он подвергает сомнению Истину, то есть не принимает Её.
Сергей Михайлович.