Вы наверно уже знаете: появился первый епископ — Лонгин Банченский, отказавшийся поминать патриарха Кирилла. Еще раз: да укрепит Вас Господь и всех, стоящих в истине пастырей и мирян до конца выстоять в разуме истины и чистоте сердца, в верности Христу! Очень помогает исповедание каждого стоящего в истине православного христианина.
Обясните, почему же, если все так просто и ясно написано в толковании епископа Никодима (Милоша) на 15 правило Двукратного Собора, то почему тех, кто прекращает поминать священноначалие из-за проповеди ересей, обзывают раскольниками? В Молдове как раз эта ситуация: 12 священников не поминают, а остальные говорят: «туда не ходите, — там раскольники». Я сколько ни читаю разных мнений, не вижу раскола, но вижу исповедание веры. Но почему тогда не видят этого все остальные батюшки?
Ответ:
Здравствуйте, Елена.
Согласен с Вами, что смысл 15 Правила прост. Тогда почему же многие пытаются оскорблять не поминающих патриарха — раскольниками? Причина в том, что они не видят в Гаванской декларации факта признания патриархом Кириллом истинности нововведённых католических догматов, которые 1000 лет Православная Церковь считала ересями, а где ереси, там не может быть благодати. Если католические ереси теперь считаются истиной, то, следовательно, у католиков признаётся благодать. Именно наличие благодати у католиков и свидетельствуется в гаванской декларации, хотя и не явно, но прикровенно: неоднократно заявляется о братстве по христианской вере не только патриарха и папы, но и всех вообще православных и католиков, говорится о совместном несении миру свидетельства Духа Истины, утверждается, что встреча произошла по воле Отца, во имя Господа Иисуса Христа, при содействии Святого Духа. Все эти и прочие свидетельства говорят о признании патриархом Кириллом благодатности католиков (декларация им подписана). К тому же, после подписания декларации папа Франциск объявил, что во время встречи они чувствовали присутствие Святого Духа (патриарх Кирилл не возразил). Таким образом, хотя и не прямо, но косвенно, патриарх Кирилл признал благодатность римо-католиков, следовательно, признал истинность их догматов и отсутствие у них ересей, то есть признал латинские ереси — истиной. Но если это так, то патриарх Кирилл принял осуждённые рядом Поместных Соборов (и множеством святых отцов) латинские ереси, подписав декларацию такого содержания!Теперь внимательно прочитаем вторую часть 15 Правила: «Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осуждённой Святыми Соборами и Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто В Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились сохранить Церковь от расколов и разделений».Теперь понятно, почему некоторые пастыри отказались поминать патриарха Кирилла: они видят в гаванской декларации проповедь католических ересей через признание их равными истине Православия.