Прослушала несколько дисков. Ходила в эйфории некоторое время, что нашла истину. Потом начали появляться вопросы. Например, чтобы достойно причаститься, нужно сначала поисповедоваться, побороться самому со страстями, если же они продолжают в тебе действовать, то лучше к Чаше не подходить (по словам Масленникова). На что мне духовник сказал: а как ты без Бога будешь со страстями бороться? Вот здесь хорошо написано на эту тему Святым праведным Алексием Мечёвым http://azbyka.ru/kak_chasto_prichashhatsja/ Следующее, что говорит Масленников: заповеди одни и те же даны для монахов и для мирян. И все-таки Св. Феофан Затворник писал: «Монахам дело — помыслы очищать, а у мирян главное — намерение доброе при делах иметь. …» Феофану Затворнику я доверяю почему-то больше Что касается семейной жизни, я считаю, новоначальным, у кого нет духовника вообще дров можно наломать кучищу, после прослушивания этих дисков. По Масленникову: родителям при детях нельзя ни обнимать друг друга, ни целовать, а если папа с дочкой заигрывает, то он с ней «развлекается», тем самым подпитывая свою блудную страсть. Хорошо, а в храме священники при встрече лобызают друг друга, рядом стоят дети. Кто они после этого по такой логике?… Про папу с дочкой без комментариев… С.М. Масленниковым проведена огромная работа и действительно в некоторых вопросах после прослушивания дисков начинаешь больше разбираться. Но вот теперь я не знаю, а может быть этих вопросов и больше стало…
Ответ:
Здравствуйте, уважаемая Екатерина.
Вы сообщаете, что прослушав несколько лекций, пребывали некоторое время в эйфории.
Отвечаю: Любые крайности всегда от лукавого. Искренне сожалею о тех людях, которые ещё не могут управлять своими чувствами. Всплеск эмоций можно назвать как угодно: эйфория, экстаз, кайф, драйв и прочее, но все они – есть действие страстей, управляющих человеком, препятствующих ему воспринимать окружающее прямо, как оно есть, искажающих информацию вплоть до противоположного, разрывающих цельное на несвязные куски, из которых делаются совершенно неверные выводы. Причём, до Вашего сообщения приходило письмо противоположного содержания: некая Елена писала, что у неё от прослушивания лекций родилась печаль (ошибочно она назвала это унынием). Печаль – это тоже страстные эмоции, противоположные Вашим, но относящиеся к другой крайности. Истина, как всегда по середине. Лекции рассчитаны на то, чтобы в человеке родился страх Божий, который есть самое начало и корень всех духовных благ. От него должно появиться сокрушение сердца и нищета духа, которые есть первые признаки правильного покаяния. Далее рассматриваются способы развития покаяния, вплоть до упражнений внутренней молитвой. Но если в самом начале пути человек не найдёт нищету духа, которая совсем не склонна к эйфории и печали, то куда он пошёл??? На вопрос: «Господи! Неужели мало спасающихся?», был дан следующий ответ: «Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13: 23,24). Под тесными вратами и нужно понимать состояние нищеты духа, которое непременно нужно познать и всегда удерживать. Стремитесь к этому!
Вы сомневаетесь, что нужно прежде привести себя в состояние, пригодное для принятия Христа, а только потом уже приступать к Чаше.
Отвечаю: В лекциях это доказывается на очень простых и понятных примерах, как то: в дом, загаженный и смердящий, знатных гостей не приглашают, но прежде наводят в нём хотя бы общепринятый порядок. Отцы говорят, что как в одном сосуде не уживаются огонь и вода, так и в сердце человека не могут соединиться мерзость греха и благодать. Также: если сердце есть расколотый сосуд, то благодать в нём не удержится. Также: если сердце похоже на жёлоб, то негде в нём задержаться Крови Христовой, но Она протекает по нему и выплёскивается в грязь. Как за это ответим, если становимся схожи с убийцами Бога, пролившими Кровь Его??? Более подробно со ссылками на творения отцов об этом сказано в 11 лекциях на диске «Тайны Христианства» — Вы это слушали? Если не хотите слушать, то читайте святителя Игнатия и преподобного Симеона НБ. Есть книга, где всё это собрано: «О Святом Причащении» издательства Сибирская Благозвонница. Наконец, можете читать на сайте уралзвон.рф мою новую книгу «Примирение со Христом» (гриф ИС 14-401-0079), в которой подробно разобраны те критерии, по которым можно определить пригодность человека к Причастию (критерии взяты из трудов святителя Игнатия).
Вы сообщили мнение своего духовника, что без Бога бороться со страстями невозможно.
Отвечаю: Конечно, невозможно. Но если вы крещены, то разве Вы «без Бога»? неужели Вы не знаете, что благодать Крещения неуничтожима в человеке? Не оскорбляете ли Вы благодать крещенскую, признавая её бессильною в Вас? Если же мы своею нерадивой греховной жизнью закрыли эту благодать Крещения тучами грехов и страстей, то разве при этом Церковь учит сразу причащаться? Нет!!! Церковь учит, что разгоняются эти мрачные тучи, закрывшие в нас Солнце, не немедленным причащением, а ПОКАЯНИЕМ. Покаяние дано нам для восстановления благодати Крещения. Причащение не должно заменять покаяния!!! Наоборот: без правильного покаяния невозможно причащение, потому что оно обернётся в осуждение человеку. Вдумайтесь, ведь это новое опасное предание, если утверждать, что причащение заменяет собою покаяние. Отменить покаяние – это значит отменить Евангелие, главный смысл которого и есть проповедь покаяния. Святитель Игнатий приводит четыре причины, по которым причащение будет в осуждение и в смерть вечную: неверие, зловерие, смертные грехи, произвольно и намеренно греховная жизнь. Сначала устраним эти причины, а потом уже и причащаться будем! Думаю, что мнение святых важнее, чем прочих.
Вы приводите ссылку на праведного Алексия Мечёва с сайта Азбука Веры.
Отвечаю: В этом же месте не поленитесь найти и такую главу: «Что значит причаститься недостойно». Здесь приведена точная цитата преподобного Симеона Нового Богослова. Читайте её внимательно:
«Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым воспрещается от святых отцов приступать ко Святому Причастию:
первый – оглашенные, как еще некрещеные;
второй – крещеные, но возлюбившие срамные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для коей крещены, как-то: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятливые, которые все, будучи таковыми, не чувствуют, что суть враги Богу и находятся в бедственном положении, почему не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются;
третий – бесноватые, если они хулят и поносят божественное таинство сие;
четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию стоять вне церкви определенное время; и
пятый – те, у которых еще не созрел плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христе жизнию чистою и безукоризненною. Эти пять классов очевидно недостойны Святого Причастия.
Достоин же причаститься Пречистых Таин тот, кто чист и непричастен грехов, о коих мы сказали. Но когда кто-либо из таких достойных осквернится каким-либо осквернением, как человек, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился. Таким образом, и тот есть ядый и пияй недостойне, кто, будучи достоин, не приступил достойно ко Святым Таинам».
Надеюсь, что теперь Вы способны признать, что творения отцов нужно изучать не выборочно, а цельно, чтобы не строить однобоких теорий, ведущих к погибели, но иметь знания точные и спасительные.
Вы возражаете, что заповеди одни и те же и для монахов, и для мирян.
Отвечаю: Зачем Вы выдёргиваете из контекста мои слова. Я говорю именно о Евангельских заповедях. Или Вы не умеете слушать цельно и часть слышите, а часть додумываете от себя, или умышленно искажаете сказанное, чтобы смутить читателей форума. Остановлюсь на первом варианте, чтобы не допустить подозрительности. И так, скажите: для монахов существует отдельное Евангелие???
Вы приводите слова святителя Феофана, что для мирян главное – намерение доброе при делах иметь.
Отвечаю: Абсолютно с этим согласен, потому что Бог судит намерения сердца. Но как, скажите, Вы будете иметь правильные намерения, основанные на добродетелях, если не победите свои страсти? Вот, к примеру, оцените своё это письмо. Какое Вы имели намерение, разместив его на форуме? Тон письма не вопрошающий, но утвердительный. Значит, Вы уверены в своей правоте и излагаете свою теорию спасения, которая основана или на мнении современных людей, или на частичном знании святоотеческих творений, не обладая полнотой спасительной информации. В результате, Вы соблазняете читателей своими ошибками, за что отвечать придётся тяжко. Зачем Вам это? Так какое же намерение Вы имели??? Если хотели знать правду, чтобы научиться спасению, то тон употребили неверный. Теперь, узнав, удовлетворились ли?
Вы говорите, что родителям при детях не опасно проявлять похотные влечения (речь там идёт именно об этом, а не о приветствии).
Отвечаю: Так свойственно животным.
Вы говорите, что заигрывать папе с дочкой можно.
Отвечаю: В этом примере греха речь идёт именно о флирте с дочерью, а не о игре в мяч. Надеюсь, Вы видите разницу.
Вы приводите пример установленного в Церкви приветствия священников и намекаете на их нецеломудренность.
Отвечаю: Нужно сильно искалечить ум, чтобы он начал выискивать в естественном и приличном для общечеловеческой нравственности, что-то противоестественное. Уметь разделять страстное (греховное) от естественного и приличного – это нормальное состояние ума. Один человек рассказывал мне, что если он слышал от людей, что у кого-то родился ребёнок, то в уме у него сразу появлялись картинки полового акта, при котором происходит зачатие, с мельчайшими подробностями, от которых его самого начинало подташнивать. Такое состояние нужно относить к глубокому повреждению. Когда я ответил ему, что так происходит далеко не у всех людей, то человек удивился, думая, что это норма для человеческого естества. Чтобы не докатиться до подобных повреждений, нужно бороться с проявлениями страстей, считая проявления их — грехами, чтобы каяться, если уж случится по небрежности.
Вы говорите, что после прослушивания дисков стали больше разбираться, но тут же добавляете, что вопросов стало больше.
Отвечаю: Обратите внимание, что Вы сами противоречите себе. Не находите??? Остановитесь на чём-то одном – так более свойственно для человека разумного.
Вы ссылаетесь на отца Димитрия Смирнова, который говорит, что одобряет кодирование и гипноз для победы над алкоголизмом.
Отвечаю: Сам же отец Димитрий напоминает о запрете на обращение к колдунам, ворожеям, гадалкам и прочим, кто применяет воздействие на человека какими-то энергиями, то есть бесовской силой. Церковные каноны чётко говорят об этом. К таким «специалистам» в Дневнике отнесены и экстрасенсы, и современные маги, и бабки, и гипноз и кодирование у этих «знатоков». То есть, если кодирование происходит путём энергетического воздействия на душу человека, то это бесовщина. Гипноз нужно относить именно к этой категории, потому что никаких медикаментов здесь не применяется и непосредственный контакт не происходит. Удивляюсь, почему отец Димитрий этого не видит???
Есть другая форма кодирования от алкоголизма, которую применяет современная медицина посредством вливания в кровь специальных составов (или ещё как-то через непосредственный контакт). Такой метод, чтобы не спутать его с энергетическим воздействием (бесовщиной), лучше назвать другим термином – блокировкой, основанной на страхе впасть в опасное состояние и даже умереть. Такой страх не совершенен, потому что здесь нет Бога. Только страх Божий – корень всех благ. Но, по крайней мере, блокировка позволяет человеку прийти в трезвое состояние, чтобы жить и, может быть, начать изучать Веру. Поэтому, такой вариант я не отвергаю. Для некоторых людей, например, отсидка в тюрьме стала своего рода блокировкой от повторения трагических ошибок. Некоторые, выйдя на свободу, поспешили в Церковь, чтобы не угодить назад.
Вы жалеете о том, что не всегда есть возможность найти духовника и побеседовать с ним в больших городах.
Отвечаю: Как раз в больших городах много храмов и много батюшек, поэтому выбрать удобнее, чем в деревне, где священник только один, да и то наездом. Не находите???
Уважаемая Екатерина! Надеюсь, что не обидел Вас своими ответами. Вполне понимаю, что отвечать меня Вы и не просили, потому что, как видно, уверены в своей полной правоте. Но я не мог оставить без внимания Ваши утверждения, потому что они соблазняют читающих. Если Вы ещё пожелаете писать свои мнения, то прошу Вас присылать письма на сайт уралзвон.рф, потому что отвечать в одном месте намного удобнее, так как вопросы часто повторяются и все ответы там хранятся – можно прочитать и найти себе ответ из уже имеющихся, что облегчит мне труды и сохранит время.
Сергей Михайлович.