Как мне показалось, не увидел никакого расхождения, по сути, с основной мыслью в лекциях Сергея Михайловича Масленникова… С чего начинается борьба со страстями? — Осипов А.И. https://www.youtube.com/watch?x-yt-cl=85114404&x-yt-ts=1422579428&v=w9-P5fSGOQc&feature=player_detailpage Как обрести смирение? Осипов Алексей Ильич. https://www.youtube.com/watch?x-yt-cl=85114404&x-yt-ts=1422579428&v=1zTzqW_MctQ&feature=player_detailpage Только, в лекциях Сергея Михайловича, более конкретно, четко и подробно. Если не трогать вопросы вечности ада и некрещенных младенцев, то нельзя-ли сказать о единомыслии и одном направлении? Также, у обоих авторов лекций, нет отсебятины, и везде ссылки на опыт святых отцов… Простите меня.
Ответ:
Здравствуйте, Сергей.
1. В первом отрывке Алексея Ильича спрашивают, с чего нужно начинать борьбу со страстями? Правильный ответ должен быть таким: с изучения творений отцов и в первую очередь аскетических трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), в которых раскрывается учение о страстях — как появились в человеке, чем опасны, в чём проявляются (примеры проявления страстей), как взаимосвязаны меж собой и прочее, прочее… Не обладая основными знаниями в этой теме, совершенно невозможно приступать к борьбе, точно так же, как невозможно сразу садиться за руль машины, не изучив правил управления автомобилем и правил движения по дорогам.Алексей Ильич вдруг начал приводить практический приём борьбы с чревоугодием, касающийся количества пищи. Если этот приём употребить мирянину (можно прочитать у аввы Дорофея, что было дальше), не находящемуся под руководством духоносного старца, то последствия могут быть трагические. Мне видится такой вариант ответа, как крайне неудачный.
2. Во втором отрывке Алексею Ильичу нужно было бы употребить более точный термин — нищета духа, как первая ступень Евангельских блаженств, как тесные врата, которыми входят на лествицу спасения. Господь недаром предупреждает, что многие поищут войти и не смогут, отвечая на недоумение учеников: «Неужели мало спасающихся?» Вот так и профессор Осипов, если бы с самого начала имел нищету духа, то никогда не впал бы в ереси, потому что только состояние нищеты духа может защитить человека от особого рода прелести, которая называется прелесть мнения. Находящиеся в прелести мнения всегда причиняли много вреда Церкви, в том числе и вводя лжеучения и ереси (читайте святителя Игнатия «О прелести»).
3. Причина уклонения профессора Осипова в ереси может быть основана только на его неверной аскетической практике, что подтверждается многими местами из его выступлений (достаточно доказательств приведено в моей статье «За кем последуем»). Игумен Нестор (Кумыш) хорошо и подробно показывает небогословские методы Алексея Ильича, которыми он пытается доказать свои заблуждения, обманывая своих почитателей.
Сергей Михайлович.