Добрый день, Сергей Михайлович! С огромным интересом прослушал цикл дисков Школы покаяния, и вот какой вопрос возник. Вы неоднократно цитируете это место из Исхода: Гл. 20, ст. 5 «…не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». Но в книге пророка Иезекииля есть глава 18, с такими стихами (1-4, 14-20) «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». Помогите разобраться, не отменяет ли это слов из Исхода о вине до 3-го и 4-го поколений? Спасибо!
Ответ:
Здравствуйте, Николай.
Именно такой вопрос уже задавался, поэтому я просто повторю свой ответ:
Рассудительность вообще очень полезна во всём, тем более в толковании Священного Писания. Обратите внимание на то, что и Вы, и я – приводим ссылки на Ветхий Завет, но Вам кажется, что они по смыслу противоречат одна другой. По моему убеждению, ссылка (Исх. 20: 5) важнее, потому что она относится к 10 Ветхозаветным заповедям, данным Богом через пророка Моисея. Вам же думается, что Тот же Бог, в последующем, отменил через пророка Иезекииля (Иез. 18: 2) часть Своих Постановлений.
Само по себе такое мнение не основательно, потому что Богу не свойственно непостоянство. Реальное изменение законов (с Ветхих на Новые) произошло единожды, но связано оно было с событием глобального масштаба – с воплощением Сына Божия и с Его Жертвой, потому что значение Ветхозаветного закона, как детоводителя ко Христу, было исчерпано.
Но посмотрим внимательно: действительно ли есть противоречие в приведённых Вами и мной ссылок?
Вот более полно моя ссылка: Не делай себе кумира и никакого изображения … ; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20: 4-6). Совершенно чётко видно, что речь здесь идёт именно о наказании (о скорбях), а не о каре (не о смерти), и о жизни временной, а не о вечности. К тому же, наказание не бессмысленно (это не рок и не карма), но действует только тогда, когда род за родом продолжают ненавидеть Бога. Это не означает, что последующие роды никаким способом не могут исправиться, как бы проклятые на неизменяемость – об этом вовсе нет речи. Наоборот, сказано, что если кто-то начнёт соблюдать заповеди Господни, то он не только сам будет иметь милость от Бога, но и на тысячу родов своих потомков привлечёт милость.
Для конкретного человека правильное понимание этого закона имеет огромное значение, потому что закон не только не отменён (то есть действует), но и получил своё развитие в Новом Завете. В святоотеческом понимании – это КРЕСТ, который у каждого из нас свой личный, сформированный жизнью наших предшественников (3-х поколений), и собственными грехами. Знание закона помогает понять причину многих бед и страданий, происходящих с человеком, чтобы понести их безропотно и осознанно, именно как КРЕСТ, который есть ключ от двери в рай. Неразрывность духовной связи с предками очень важна не только для нас, но и для них, потому что, сами не имея уже возможности ничего изменить (покаяние в аду не действует), они могут надеяться только на нас, живущих на земле. Облегчение мук им будет только в том случае, если их потомок начнёт соблюдать заповеди Божии, несмотря на те скорби и беды, которыми предки «наградили» своего последователя.
Любому человеку не составит никакого труда узнать некоторые важные события из жизни своих предков (да и родственный долг обязывает знать это), касающиеся действия страстей (особенно смертных грехов) и добродетелей (особенно исповедничества в недавний период гонений), чтобы рассмотрев их внимательно, увидеть некоторую (или значительную) схожесть со своими жизненными обстоятельствами. Сходство бывает так велико, что потомку предоставляется возможность пройти, практически, подобную в физическом плане ситуацию, как это было у предка. По милости Своей Господь даёт возможность загладить вину предка (его ошибочный выбор – поступок) в подобной же ситуации – потомку. Результат может быть двояким и зависит от свободы человека: 1) потомок повторяет ошибку предка и навлекает на себя и на своих продолжателей гнев Божий ещё больший; 2) потомок поступает в соответствие с Евангелием и избавляет не только себя и своих потомков от наказания, заслуженного предшественниками, но и облегчает участь оступившегося предка. Из этого видно, что связь поколений – это не карма, но именно КРЕСТ, в православном понимании.
Вот пример из реальной жизни. Прадед разрушал храм. Дед сильно пил и разбился на машине в нетрезвом виде. Отец оказался неспособен нести ответственность, бросил жену с детьми и «сидит на шее» своей престарелой матери, не желая нормально трудиться, но стремясь лишь удовлетворять свои страсти. Сын стал недееспособным в реальном плане. Подчёркиваю, что это история целого рода в четырёх поколениях, в каждом из которых усиливалась степень наказания потомков, потому что никто из предшественников не смог прийти к вере и покаянию. Последний из них, попав в свою трагедию, пытается обратиться к Богу. Его возможности ещё меньше, чем у предков, потому что состояние намного хуже. Тем ни менее, получая помощь, он пытается карабкаться. Отдаём его в руки Божии, потому что верим, что если свой крест сделать крестом Христовым (читай святителя Игнатия), то он станет посильным. Главное, не потерять надежду и не опустить руки, то есть не впасть в отчаяние.
Теперь разберём цитату, приведённую Вами, но прежде вспомним предысторию. Народ Израильский наказан Богом за мерзости и беззакония, за отступление от Истины, за поклонение чужим богам: Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, — и предам тебя кровавой ярости и ревности; предам тебя в руки их и они разорят блудилища твои, и раскидают возвышения твои, и сорвут с тебя одежды твои, и возьмут наряды твои, и оставят тебя нагою и непокрытою. И созовут на тебя собрание, и побьют тебя камнями, и разрубят тебя мечами своими. Сожгут домы твои огнём и совершат над тобою суд перед глазами многих жён, и положу конец блуду твоему, и не будешь уже давать подарков. И утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Моё, и успокоюсь, и уже не буду гневаться (Иез. 16: 38-42).
Обратите внимание, что негодование Божие отступит только тогда, когда уже утолится гнев Божий над самими согрешившими и над потомками, оказавшимися в плену Вавилонском: Посему так говорит Господь Бог: живу Я! Клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенёта Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против меня. А все беглецы его из всех полков его падут от меча, а оставшиеся развеяны будут по всем ветрам; и узнаете, что Я, Господь, сказал это (Иез. 17: 19-21).
Испытав горькие страдания, народ (в потомках) раскаивается в своём отступлении от Бога, и уже только тогда Господь «успокаивается» и прекращает Своё негодование и гнев, от которого уже и не чаяли избавиться.
Только теперь самое время привести Вашу цитату, но шире, чем Вы, чтобы понять, когда же Господь отменяет свою кару и при каких условиях: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! Говорит Господь Бог, — и не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле… душа согрешающая, та умрёт. Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих … поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог (Иез. 18: 2-9).
И так, чётко видно, что появление в роду праведника (условия праведности оговорены выше) прекращает гнев Божий. Разве это противоречит смыслу цитаты (Исх. 20: 5)? По-моему, наоборот, этим подтверждается сила закона, установленного Богом через пророка Моисея.
Подобное плену Вавилонскому, видим и в недавней нашей истории: за отступления от Веры и Покаяния был попущен 70-летний коммунистический плен нашему народу, в котором пребывали 3 — 4 поколения, неся страдания от безбожной власти со всеми сопутствующими бедами и скорбями. Разве не видно здесь действия закона (Исх. 20: 5)?
Из всего сказанного выше можно сделать вывод: слова приведённой Вами цитаты (Иез. 18: 2) не отменяют действие закона, но относятся к конкретной частной исторической ситуации, когда Бог, после заслуженно понесённого в нескольких поколениях справедливого наказания, отменяет кару и прощает народ Израильский. То есть, не только нет противоречия, но явно подтверждается действие закона. Аминь.
Сергей Михайлович.