В продолжении темы о покаянии. Сергей Михайлович, если покаяние – это «изменение ума», то, слава Богу, оно не только не прекращается у нас по России, но и набирает обороты, так что сетовать об отсутствии покаяния, мне кажется, не верно. Объясню примером, как изменение ума помогло покаянию одного молодого человека. Этот юноша ощущал в себе сильно возгоревшуюся страсть блуда: она нестерпимо палила его ум и душу, и тело повиновалось тому наитию, разжигаясь похотью. Юноша, будучи верующим, понял весь ужас своего состояния, и начал утруждать свое тело поклонами, а ум обильным самоукорением: «Господи, я же так согрешаю!», «Господи! я мерзкий, блудный пес!» «Господи, я недостоин зайти в Твой Храм!..»…и т.д. Сотни поклонов утомили его, и он заснул. Но как только проснулся, с ним проснулась и его страсть… Она вновь начала набирать обороты… Юноша плакал, страдал, вновь начинал делать поклоны, но страсть продолжала его терзать. И вот, случайно, он узнал о молодежном клубе при одном из Храмов и душа его радостно откликнулась. Он, еще не понимая своего желания, пошел на это молодежное собрание. На собрании показывали фильм, были беседы священника с молодежью, общее обсуждение. Тема бесед была «Семейная жизнь в Православном укладе». Впервые юноша постиг эту информацию – им услышанную. Впервые он проникся осознанием, что же такое семья. Впервые восхитился этим Небесным чудом, дарованным Богом на нашу землю. Он узнал, как это замечательно – иметь детей и что собственно, сам инстинкт размножения этим обусловлен… В фильме он видел, как нежно отцы взирали на своих чад, как прекрасно – целомудренны, скромны и нежны были их жены… Он осознал, что вот его мужское назначение – семья. И все встало на свои места: образ целомудренного, семейного счастья вытеснил из ума и души блудную мерзость. Теперь в его уме и душе поселилось святое представление о целомудрии и тело остыло. Он почувствовал, как истина освятила его, вдохнув безмятежность. И теперь, смотря на себя в прошлом со стороны, он каялся в том, что так мерзко представлял свое назначение, думая, что его сила в тайных удах предназначена не для святого брака, а для примитивных плотских отношений… Раньше он этого не понимал, и потому, страсть крутила и палила его изнутри. Так, Сергей Михайлович, изменение ума освобождает душу от страсти и телу дает безмятежность, желанный покой. О какой «длительной, кровопролитной борьбе со страстями» вы говорите?.. Разве юноша не боролся до этого и самоутруждением, и молитвенными воззваниями, самоукорением, добровольным затворничеством?.. – но освободился от страсти только восприняв умом истину. По этому примеру понятно, что изменение ума посредством служения Церкви происходит – а значит, есть и покаяние. Как пример: храмы – это цветы, истина – нектар, люди – пчелы. Если они собирают нектар истины, то покаяние – «мед», обязательно будет!.. А вы говорите, что покаяния нет сейчас… Теперь вы согласны, что это не так? Ведь когда человек перерабатывает истину, происходит изменение ума и созревает покаяние, а истина, она в Православной Церкви всюду, только бы сам человек хотел ее усваивать. Если на сайте вы не сможете опубликовать, то прошу ответить на личную почту.
Ответ:
Здравствуйте, Татьяна.
Какой наивно-романтический взгляд на покаяние!
Почитайте святителя Игнатия и отрезвитесь от фантазий ума о покаянии.
Покаяние только начинается с исправления ума. Ум, если видит правильность новых понятий (Ваш пример здесь никак не подходит, потому что понятия совсем неверные), то принимает их. Но затем начинается мучительная борьба ума против навыков сердца, то есть против страстей — это и есть крест (об ЭТОМ писали отцы, а не о психологических приёмах замены одного на другое, как думаете Вы).
В Вашем примере, если блудная страсть у парня утихла на время, то это совсем не значит, что она побеждена. У неё есть сестра — это тщеславие. Именно в тщеславие и перешла вся греховная энергия, что вылилось в мечтаниях и приятных представлениях о мнимой семейной жизни.
В удобный для бесов момент энергия перельётся обратно и новое станет хуже прежнего.
Остаётся глубоко скорбеть о том, что в Церкви утратили правильные понятия о покаянии и стараются заменить их на психологические приёмы, вовсе не приводящие к исцелению душ — это и есть пространный путь, ведущий в погибель вечную, по которому, по слову Спасителя, идут многие (см. Мф. 7:13).