Здравствуйте, Сергей Михайлович. У меня к Вам такой вопрос: в огласительных беседах «Школы покаяния» в разделе Таинство Исповеди есть такие слова: «И вот, когда человек из раза в раз в один и тот же грех впадает и не может его побороть — это значит, что он не ненавидит грех, он любит грех, значит такой человек практически-то борьбу с грехом не ведет, значит у него ложное покаяние, когда мы любим грехи и не хотим с ними прощаться». О каких грехах здесь идет речь? Если человек старается вести борьбу со страстями, но некоторые проявления их повторяются из раза в раз, значит ли это, что покаяние у такого человека ложное? (грехи эти не смертные). Спаси Вас Господи.
Ответ:
Здравствуйте, Сергей.
Здесь нужно иметь в виду грехи смертные. Некоторые из грехов, особенно относящиеся к простительным, могут досаждать человеку до скончания жизни — это углубляет состояние нищеты духа, если сожалеть о них искренне и не отчаиваться. Преподобный Серафим Саровский говорил, что нужно уметь терпеть свои немощи. То есть, не нужно заедать себя за них.
Полного совершенства, как говорит святитель Игнатий, не даёт Бог на земле, чтобы святые могли иметь попечение о ближних.
Однако, стоит проверить, не являются ли некоторые постоянно повторяющиеся и надоевшие грехи результатом одобрения и дозволения себе некоторых «любимых» грехов по соответствующей страсти. Такое нередко встречается, например: Человек мучается от действия тщеславного самодовольства и оно уже противно ему, но шутить он себе никак не может запретить, оправдывая себя необходимостью обстоятельств. Первое будет проявляться невольно, потому что второе делается добровольно.
Сергей Михайлович